— Что, если противоречия человека — это и есть сам человек? Что, если все старания любой ценой разрешить эти противоречия во имя логики и справедливости ведут лишь к деградации и падению человека? Не должно ли человеческое общество во что бы то ни стало оставаться отражением человека и его противоречий, рискуя иначе превратиться в общество не сверхчеловеческое, а бесчеловечное?
Разве идеология прогресса, вместо того чтобы примирить людей ради общей задачи, не противопоставила их друг другу со всей жестокостью, разве не послужила она оправданием кровавых схваток?
Если начать с определённого принуждения, оправданного в глазах законодателя идеей упрощённой, так сказать, статистически-математической справедливости, имея ввиду установить мир во всём мире на основе всеобщего равенства, не рискуем ли мы в итоге прийти к одному из кризисов подавления, которыми являются современные войны: болезненные, истеричные состояния, всё ещё именуемые — должно быть, в насмешку — войнами?
Социально-экономическое регулирование стремится раз и навсегда подавить определённые инстинкты, но не освобождает ли оно инстинкты извращённые? Разве идеология прогресса, вместо того чтобы примирить людей ради общей задачи, не противопоставила их друг другу со всей жестокостью, разве не послужила она оправданием кровавых схваток? Не является ли идеология прогресса изобретением интеллектуалов, которое, очевидно, тешит и ободряет разум, но при практическом применении оказывается крайне опасным? Разве это не лабораторная идеология, которая получена лабораторными методами и, подобно некоторым сывороткам, не лечит, а калечит или убивает? Возможно ли до бесконечности реформировать общество, могут ли хирурги — с дипломами и без — продолжать кромсать его, не рискуя повредить жизненно важные органы? Разве изучение человеческого тела не открывает нам с каждым днём всё убедительнее, что важность органа не измеряется его величиной, что от секреции почти незаметной железы, долгое время не привлекавшей внимания, а то и неизвестной самым искусным мастерам вскрытия, зависят болезнь или здоровье, жизнь или смерть?
Жорж Бернанос. Свобода… для чего?
Читайте также:
Жорж БЕРНАНОС: «Революции подготавливаются в умах»
Жорж БЕРНАНОС: «Капитализм и марксизм — два разных симптома материалистической цивилизации»
Жорж БЕРНАНОС: «Свободный голос всегда взывает к освобождению»
Жорж БЕРНАНОС: «Мир переполнен гневом глупцов»
Жорж БЕРНАНОС: «Народ нельзя вновь вернуть в христианство»
Жорж БЕРНАНОС: «Мир должен быть риском, приключением»
Жорж БЕРНАНОС: «Надежда — это риск»
Жорж БЕРНАНОС: «Мысль, не претворенная в действие, не многого стоит»
Жорж БЕРНАНОС: «Религии капитала и Государства родились в один и тот же день»