Жизнь за работой — «Комната по соседству» Альмодовара

Джулианна Мур помогает Тильде Суинтон уйти на покой. О показанном в Венеции полнометражном англоязычном дебюте Педро Альмодовара и принципиальных отличиях от тематически близких картин пишет Вероника Хлебникова.

Постер фильма «Комната по соседству»

Марта не ждет, пока болезнь сожрет ее. Она разделит дом с Ингрид, как прежде они делили любовника. Он появится в лице комичного Джона Туртурро, озабоченного климатическим коллапсом планеты.

Присутствие Ингрид в комнате рядом смягчает страх Марты в ожидании, когда таблетка из даркнета переправит ее на тот свет. Дата самодеятельной эвтаназии не определена. Остается импровизировать. Импровизация и задает атмосферу фильма, легкую, насколько умеет Альмодовар.

Цитата из фильма:

Он показывает не смерть за работой, а жизнь в ее незаметных счастливых трудах

Давние подруги арендуют дом, где это случится, вдали от городов. Им поют лесные птицы, и падает летний, акварельный снег, будто под веками Альмодовара. Он подобен трепету разноцветных пятен в «Нескромном обаянии порока». В свой первый англоязычный фильм по роману Сигрид Нуньес Альмодовар взял, казалось бы, только партитуру Альберто Иглесиаса, без которого и смерть на миру не красна. Тем не менее в этой наиболее аскетичной по форме картине сходится множество силовых линий фильмографии Альмодовара.

В «Высоких каблуках» 1991 года мать и дочь разыгрывали «Осеннюю сонату» Бергмана. Деликатная реминисценция «Персоны», где речь шла об актрисе и ее сиделке, становится ядром новой картины. Два прекрасных женских лица — Джулианны Мур и Тильды Суинтон, — их натуральные, тонкие, не искаженные пластикой, не обезображенные эгоцентризмом черты, вдруг сливаются в портрет единой души, которая, в отличие от сюжета Бергмана, уже не мается, а находит себе, наконец, место. Это место — рядом, чтобы это ни означало, соседнюю комнату или частицу сердца.

Рядом — это терпеливое присутствие при расставании, где провожающий с его чувствами не менее значим, чем уходящий. Место рядом не бывает пусто, если ты жил и радовался на свете. Если его не занимают живые, значит, будут Фолкнер, Бастер Китон, Бергман, Шанель, Джойс, мертвые, а вернее, вечные, с кем успел сроднился за время жизни, кто давал силы и радость. Рядом — это не про квадратные метры, но про сообщающиеся сосуды. Две соседние комнаты — это жизнь и смерть. Переливают свой мед и яд отсюда туда и обратно, качают в легких мира дыхание Бога. Вдох — выдох. Жил — был.

«Комната по соседству». Реж. Педро Альмодовар. 2024

Кардинальное отличие фильма Альмодовара от фильмов-потерь, где люди разлучаются, постепенно умирают, как у Ханеке в «Любви» или у Ноэ в «Вихре», в том, что он показывает не смерть за работой, а жизнь в ее незаметных счастливых трудах. Дни Марты и Ингрид в доме с красной дверью на границе жизни и смерти сочтены и редуцированы в желаниях и возможностях, но насыщены донельзя. Здесь зашкаливает концентрация бытия — историй, памяти, опыта и великолепных оранжевых носков.

Трансформация Ингрид из модной писательницы, дальней наследницы Аманды Грис — сочинительницы бульварного чтива из «Цветка моей тайны», в человека, который не демонстрирует себя, а слушает и сострадает, — это кропотливая работа жизни и метаморфоза самого режиссера, действующего все более деликатным методом. Педро Альмодовар снял фильм-переход из жизни в смерть, утешительную, идеальную версию перехода: вне старости, насилия, нищеты, одиночества и горьких сожалений. В ярких как никогда интерьерах и ослепительных костюмах рождается благодарное сопереживание.

Педро Альмодовар

На свой лад, такова молитва Альмодовара о принятии мира, из которого постоянно исчезает важное, драгоценное, родное. «Калиткой ее отчаяния» назвала бы злополучную красную дверь в спальню Марты достопамятная Аманда Грис, но Ингрид и Марта оставили отчаяние в Нью-Йорке, и вместе с ними в дом пришла не смерть — неумираемость.

10 комментариев

у него прекрасные, очень тонкие фильмы.Совершенно неверное у вас представление.Несмотря на его ориентацию.Он ее не выпячивает, как другие.А нас его личная жизнь не должна интересовать..

я смотрела два. В одном были одни геи. Второй был про кожу — я даже не знаю как этих людей классифицировать😄 больше смотреть не буду. И да, я не знаю режиссёра, который «выпячивает» больше, чем он

посмотрели два и сделали вывод?Смело.У него их более 25!И это только как режиссера.Порядка 6 как продюсера.Он гениален и это признано во все мире.Зачем вам классифицировать его героев?Включайте мозги, когда смотрите фильмы.

разве я писала, что он плохой режиссёр? Я согласна, что он гениален. Но простые гетеросексуальные отношения его не интересуют, на мой взгляд. Он исследует другую область

понравился. Но «нормальных» персонажей там нет. Прекрасный фильм, отлично снят, сюжет фееричен, но нет. Больше смотреть не буду

Добавить комментарий