Павел УЛЬЯНИЦКИЙ
«Что такое женщина, если не видимость?»
Жан Бодрийяр
Сколько существует искусство, столько используется женский образ. А в последние лет сто с лишним он тиражируется рекламой. Аляповатый женский образ живёт и в «изысканном мире гламура». Порой, глядя на него, на память приходит строчка из произведения Антона Чехова «Припадок»: «Скромные чёрные платья, бледные лица, печальные улыбки и потёмки сильнее действуют, чем эта аляповатая мишура». Вспоминаются эти слова и при знакомстве с работами петербургской фотохудожницы Милены Савичевой…
В объективе Милены Савичевой — современная русская женщина: соблазнительная и целеустремлённая обитательница мегаполиса. Это тот женский тип, который появился в России не так давно. Это не «мужчины в юбке». Это самодостаточные молодые женщины, которые ценят свою независимость, но при этом хотят оставаться женственными. Именно такой тип женщин имел ввиду французский философ Жан Бодрийяр, когда писал: «Женское — это не только соблазн, это и вызов, бросаемый мужскому, ставящий под вопрос существование мужского как пола, его монополию на пол и наслаждение, его способность пойти до конца и отстаивать свою гегемонию насмерть». По мнению Бодрийяра, не умея принять этот вызов, «терпит сегодня крах фаллократия».
Проект Милены Савичевой (подготовленный совместно с киностудией North Film Factory) называется незамысловато — «Женщина должна оставаться женщиной». Однако с учётом нынешнего контекста в этой простоте содержится дискуссионный нерв. Весьма непросто ответить на вопрос: что значит — оставаться женщиной в мире, где по наблюдениям Жана Бодрийяра, «всё феминизируется, сексуализируется на женский лад: товары, блага, услуги, отношения самого разного рода».
Милена Савичева предлагает свою версию, оставляя стильных и соблазнительных молодых женщин один на один ночным современным мегаполисом. Фото — чёрно-белые. Это позволяет подчеркнуть характер героинь.
Фотограф не скрывает, что её вдохновляют пространственные решения, найденные в 20-30-е годы Александром Родченко, пропагандировавшего новый, динамичный, документально точный взгляд на мир, отстаивавшего необходимость освоения верхних и нижних точек зрения в фотографии.
Видно, что Савичева испытала влияние и Хельмута Ньютона. Однако Ньютон лучшие свои работы создал в те годы, когда Запад будоражила сексуальная революция, и от этого они, эти его работы, слишком физиологичны. Ньютон превратил женское естество в манифест. Савичева, живя в эпоху менеджеризма, в центр кадра ставит тех, кого сейчас называют «молодыми успешными женщинами». Это — отнюдь не бунтарки Ньютона, они не выставляют напоказ своё естество. Это — «упакованные» барышни. Но элегантные костюмы лишь подчёркивают их прелесть. Они не менее, а том и более соблазнительны, чем героини Ньютона, ибо в них есть некая тайна. Ньютон погружал моделей в мир богемного хаоса, Савичева снимает их на фоне упорядоченного индустриального и постиндустриального пейзажа, намекая тем самым на то, какой на самом деле пол берёт власть в нашем мире, в эпоху менеджеризма.