— Отказ от политики чести имеет потребность в помощи провидения, которое лучше, чем испытывающие ностальгию по героической эпохе, видит пути реализации Блага и гарантирует их расхождение с путями деспотизма. Социологическая утопия сумела эмансипироваться, прежде всего, именно посредством секуляризации провидения, секуляризации, располагающейся по сю сторону идеи прогресса. Социологический провиденциализм представляет собой, в первую очередь, не мысль о прогрессе, но гарантию от упадка, способ переинтерпретировать то, что традиция политического искусства воспринимает как упадок.
Так называемая постмодернистская эпоха есть эпоха, когда деятели этого «упадка» думают, будто могут освободиться от всяких отсылок к провиденциальному.
Так называемая постмодернистская эпоха есть эпоха, когда деятели этого «упадка» думают, будто могут освободиться от всяких отсылок к провиденциальному. Нам говорят, что сегодня поляризация богачей и бедняков упразднена в достаточной степени для того, чтобы покончить с лихорадкой политической чести и героической демократии. Демократия-де миновала эпоху собственных архаических фиксаций, преобразовывавших в дело жизни и смерти ослабленное различие между богачами и бедняками. Сегодня она тем более гарантирована, чем сильнее деполитизирована: ведь она уже не воспринимается как объект политического выбора, но переживается как окружающая среда, как естественная среда для постмодернистской индивидуальности, не навязывающая уже борьбы и жертв, которые противоречили бы удовольствиям эгалитарной эпохи.
«На краю политического»