Андрей КУЗЬМИН, преподаватель кафедры философии и политологии, ГОУ ВПО СПбГМУ им. И.П.Павлова
История – это трактовка событий. Безусловно, взгляд в прошлое предопределен настоящим, любой исследователь воспринимает предмет своего исследования сквозь призму своих индивидуальных особенностей и в рамках определенной культуры.
Более того, история не может быть вне идеологического аспекта, а также быть вне политики. И чем больше сиюминутного влияния политики и экономики, тем больше прошлое рассматривается как оправдание или объяснение сегодняшнего, а историческая наука выполняет определенный социальный заказ.
Рассматривая победу Советского Союза во Второй мировой войне, надо раскрыть метафизические аспекты этого события, попробовать выявить идейные основания причины этой победы. Здесь же необходимо отметить роль и значение идеи как философского понятия.
Идеи властвуют над людьми. Во имя идей люди готовы жертвовать собой, преодолевать инстинкты самосохранения и продолжения рода, а также осуществлять величайшие подвиги созидания. Именно чувство причастности к идеальному отличает человека и возвеличивает его над животной природой.
Итак, какие идеи помогли СССР победить в этой страшной войне? Какие идеи помогли восстановить государство после войны и стать мировой державой?
Человек – существо мета-физическое, его чело-вечность проявляется в способности осознанного стремления к достижению каких-либо идеалов. То, какие цели он перед собой ставит, как он их достигает и определяет всё его существо. Целью же здесь и выступает именно та или иная идея. Другими словами, человеческую природу, на мой взгляд, определяет идея.
Идея – эйдос, вид, форма. Однако форма не очевидная, а видимая, умозрительная. Изначально пребывающая в сфере ума, идея воплощается в поступках человека, в результатах его деятельности. Посредством человека идея приобретает плоть в мире вещей, и наоборот, конкретная действительность материального мира определяет идеи и идеалы человека. На этом предполагаемом фоне круговорота вещи и идеи, контекст интересующей нас темы заставляет выстроить между ними приоритеты. Смог бы Советский Союз при мощнейшем вооружении и блестящей военной подготовке, но при полном отсутствии идеи, вдохновляющей на победу, разгромить врага? В истории можно найти огромное количество примеров, когда именно за счет идеальных моментов, придающих неимоверное мужество, воины одерживали победу над многократно сильным противником. Роль идеи в политической истории огромна. Идея организует и сплачивает, воодушевляет и очаровывает. Именно такая прекрасная и романтичная идея революции привела в своё время к власти небольшую партию большевиков. Именно эта действенная идея определяла в дальнейшем судьбу огромного Советского государства.
На этом эстетическом аспекте революционной идеологии Советского Союза необходимо особенно акцентировать внимание. Поскольку в ситуации войны, как и в любой пограничной ситуации, логические законы уступают место законам иррациональным. Война выявляет в человеке все сокрытые качества.
Идеология СССР именуется тоталитарной (от лат. totalitas – целостность). Обращение сталинской системы к идее целого определяло всё развитие советского государства, и особенно в период войны. Частное реализовывалось лишь в общем. Интересы отдельного человека были подчинены интересам государства, Родины. В этой системе координат индивидуум идентифицировал себя и осуществлял самореализацию в связи с общим. Подобная идеология – есть идеология войны. У всех государств и сообществ, ведущих военные действия, органически вырабатывается подобная приоритетная мотивация. Победа возможна лишь при самопожертвовании человека во имя чего-то большего, чем он сам. Именно способность абстрагирования и символизация собственной жизни и смерти позволяет человеку преодолевать страх смерти. Вера в смысл самопожертвования есть мощнейший фактор, обеспечивающий необходимый для победы воинский дух. Идея тотального соучастия в одном общем деле всех людей послужила тем фундаментом, на котором строилось советское государство.
Более того, в годы войны в советской идеологии стал делаться особый акцент на таких традиционных для русского народа ценностях, как общинность и коллективизм. Культивирование этих национальных особенностей использовалось для формирования победного духа. Обращение в условиях войны к национальной идентификации понималась как необходимое условие победы. Недаром в самый разгар войны Сталин решил реабилитировать православие.
При этом надо заметить, что идеология не создается искусственно — исключительно в лабораторных условиях кабинетов политиков. Идеи «витают в воздухе». Общество дышит ими и их же и порождает. Опытный политик всегда согласует свои действия с «бродящими» в народе идеями. Видимо, в ситуации грандиозной катастрофы, идеи высвобождаются в масштабах целых народов и приобретают исторический, глобальный характер. Они захватывают этносы и государства. Вторая Мировая война и была таким периодом «взрыва» идей общности и коллективизма, самопожертвования и борьбы «во имя».
Безусловно, любая катастрофа высвобождает не только благородные качества человека, но и мрачные, низкие проявления его натуры. Конечно, война выявляет немало трусов, шкурников, которых заботит лишь их личное благополучие. Однако советские солдаты шли в бой не потому, что за ними стояли заградительные отряды, рабочие тыла работали по 16 часов в сутки не только и не столько потому, что боялись репрессий. Энтузиазм, товарищество, взаимовыручка, любовь к Родине страхом не порождается. Они порождаются искренней верой в правильность выбранного пути.
Советская идеология ориентировалась на надисторические, вечные человеческие ценности. Она обращалась к лучшим человеческим качествам. Идея красоты, благородства человеческого тела и духа – основа эстетики советского тоталитаризма. Честный труд – основа советской этики. Такие идеи и представления не могли не мобилизовать советский народ в годы войны.
«Всё течет, всё изменяется», но есть, вечные идеи. Политические элиты приходят и уходят, история может переписываться множество раз, но человек всегда будет проявлять героизм, в основе которого лежат ценности неизменные.