ЮЖНАЯ КОРЕЯ: забастовки трясут Hyundai Motor

Дмитрий ВЕРХОТУРОВ

В Южной Корее на крупнейшем автомобилестроительном предприятии «Hyundai Motor» проходят забастовка за забастовкой. 11 января 2012 года на заводе компании в Ульсане началась крупная стачка. Около 2200 рабочих линии по сборке автомобильных двигателей бросили работу и заняли территорию предприятия. Непосредственной причиной стало самосожжение 44-летнего рабочего завода, который 7 января пришёл на завод, взял восьмилитровую бутылку с горючей жидкостью, облился и поджёг себя. В тяжёлом состоянии он был доставлен в больницу.

В январе менеджмент «Hyundai Motor» пустил в ход против рабочих все доступные средства. Сидящих рабочих избивали арматурой, и ранили 12 человек. Полиция применяла против бастующих слезоточивый газ и перцовый спрей. 70 человек были арестованы полицией

Профсоюз предприятия заявил, что рабочий покончил с собой из-за давления на него руководства предприятия за его профсоюзную деятельность и угроз уволить его. Профсоюзные представители потребовали от руководства завода назвать ответственных за это самоубийство, однако менеджмент отмолчался. Когда это стало известно, рабочие забастовали. Через день руководство компании принесло официальные извинения и пообещало выплатить пострадавшему рабочему компенсацию. Правда, для компании этот инцидент обошёлся в потерю 1100 автомобилей на сумму 19,4 миллиона долларов.

Рабочий покончил с собой из-за давления на него руководства предприятия за его профсоюзную деятельность и угроз уволить его.

Это не единственная стачка на заводах этой компании. 15 ноября 2011 года на другом заводе Hyundai Motor в Ульсане, который производит автомобильные сидения, 600 рабочих пришли на завод, заняли цеха и объявили сидячую забастовку. Их требование заключалось в том, чтобы их перевели из временных в постоянные рабочие компании. Они были наняты субподрядчиком, который в октябре прекратил работу, и Hyundai Motor закрыла контракт. Правда, рабочим было предложено перейти в другую субподрядную компанию, но при условии, что они выйдут из членов Корейского союза рабочих-металлистов (Korean Metal Workers Union — KMWU). В начале ноября временные рабочие собрались на митинг протеста, на котором заявили о несогласии с такими условиями, но были атакованы отрядами бойцов, нанятых компанией (в англоязычных статьях употребляется термин thugs — головорезы), а потом арестованы полицией. После этого на заводе вспыхнула сидячая забастовка, к которой присоединилось более 1000 рабочих других цехов.

Забастовка сразу приняла силовой и кровавый характер. Менеджмент пустил в ход все доступные средства. Сидящих рабочих избивали арматурой, и ранили 12 человек. Полиция применяла против бастующих слезоточивый газ и перцовый спрей. 70 человек были арестованы полицией, а против 419-ти участников забастовки компания подала иск в суд на компенсацию потерянной продукции в размере 14,1 миллиона долларов. Около десятка протестующих совершили акты самосожжения в знак категорического протеста. Ещё один рабочий пытался сжечь себя, но участники митинга протеста сумели погасить пламя и сохранить ему жизнь.

Полиция применяла против бастующих слезоточивый газ и перцовый спрей. 70 человек были арестованы полицией.

Рабочие в ответ оккупировали сборочную линию автозавода. Несмотря на избиения, аресты и угрозы судом, они продолжали сидячую забастовку. Их поддержал ряд крупных корейских профсоюзов и даже рабочие Американского технического центра Hyundai-Kia в Мичигане. Профсоюз рабочих-металлистов заявил о том, что собирается объявить всеобщую забастовку в поддержку требований рабочих завода в Ульсане, если рабочие ещё раз подвергнутся нападению полиции или бойцов. Голодающие рабочие, которые стали падать в обморок от недоедания, продержались 25 дней, до 9 декабря, когда три крупнейших профсоюза приняли решение прекратить забастовку на условиях, что компания проведёт переговоры о трудоустройстве временных рабочих в качестве постоянных. Для Hyundai Motor эта забастовка обошлась в потерю 24 тысяч автомобилей на сумму 289 миллионов долларов.

Однако вскоре после завершения этой забастовки вспыхнула новая, из-за попытки самосожжения рабочего. Менеджмент не оставил попыток подавить рабочее движение. В Южной Корее противостояние рабочих и администраций предприятий часто приводило к крупным забастовкам, сопровождавшимся столкновениями с нанятыми бойцами и полицией. Поразительно здесь то, что мелочная экономия на зарплате рабочих, на постоянном трудоустройстве, в сочетании с попытками давления и попытками ликвидации профсоюзов, часто приводило к огромным многомиллионным потерям, которые ещё сопровождались падениями курса акций компании на бирже. Даже с точки зрения банального хозяйственного расчёта, вражда с рабочими обходилась слишком дорого. Во многих случаях руководители компаний, чьи заводы сотрясали забастовки, со временем приходили к мнению, что лучше платить рабочим побольше, чем терпеть огромные убытки. В 1990-х годах подобный урок выучило руководство судостроительной компании Hyundai, которое сумело погасить забастовки тем, что каждый год на 10 процентов увеличивало заработную плату.

Однако менеджмент Hyundai Motor упорно держался своей прежней линии. Теперь, правда, судя по итогам январской забастовки, похоже, что его сопротивление надломлено, и оно пошло навстречу требованиям рабочих.

1 комментарий

Добавить комментарий