Продолжение арктического дневника Юрия СИМОНОВА
17 июля
Меня перебросили на «Россию».
Мы здесь — на пару или тройку дней. Условия здесь получше, чем на «Фёдорове». «Россия» представляет собой мощный атомный ледокол с забавными реликвиями советской эпохи на борту. На одной из палуб, в коридоре, портреты передовиков производства, строивших корабль, со всеми их регалиями, и т.д.
Однако есть и несоветское, «не наше»: пищу принимают в разных помещениях. Люди с «мостика» — в отдельной каюткомпании, все остальные — в общей столовой. Впрочем, такое я наблюдал и в советское время на «суше», когда начальство по «естественному праву» и «по понятиям» удовлетворяло свои первичные и более высокого уровня потребности отдельно от представителей других слоев населения. Так что не думаю, что «Россия» в этом плане исключение.
Судно, действительно, мощное. В 1990 годы его активно использовали для коммерческих целей. Возили (и сейчас возят) туристов на Полюс и в Арктику. Видны признаки некоторого запустения в виде старого оборудования и крепления, которое не меняли уже лет двадцать, если не больше. Какие-то клапана периодически выходят из строя….
Я один в каюте. И хотя в туалет приходится ходить в коридор, всё же это более удобно, чем в каюте «три на три», хотя и со всеми «удобствами», но вдвоём. В общем, у меня «отпуск».
Познакомился с обоими лоцманами на «России» — Джереми и Джоном. Джереми — канадец, много работавший на российских судах в основном на Дальнем Востоке. Пытается говорить по-русски. Сказывается наличие русской жены. Джон — британец из Шотландии, живущий в Канаде, и произношение у него британско-шотландское.
Много разговаривали с Джереми. Есть ещё Гарри, специалист по программе “Orca”. Он, кажется, англичанин. Работал в ночь с Джоном — у него иногда бывают моменты недопонимания с членами экипажа. Очень интересный человек, хотя и Джереми тоже по-своему интересен. Джереми очень хорошо знает нашу действительность, больше, правда, с дальневосточной стороны.
Ругает Горбачёва за его «сговор» с американцами, американцев и Рейгана за их сговор с саудовцами в начале 1980-х по поводу цен на нефть. Описывает жизнь на Сахалине, где провёл не один год.
Сегодня, 17 июля, наш «погодопрогнозист» Сергей Фролов летал на вертолёте в ледовую разведку с «России», и за ужином наверняка расскажет о ситуации.
Вообще, «на улице» тепло — плюс пять «ночью». Впрочем, что ночь, что день здесь — всё одно.
Надо будет попробовать найти библиотеку и бассейн. Если успею, так как сколько мы здесь пробудем, никто пока не знает. Лучше бы подольше. Хотя и из-за «Фёдорова» появилось некое беспокойство — как они там?
Пушки бьют, а это значит, что многие, особенно те, кто ближе к задней части кормы, не спят по ночам, да и днём трудно заснуть. Пушки вроде бы пока бьют, так как работает малая коса — она более маневренная, чем длинная. Вчера по некоторым данным у наших американцев были проблемы с компрессором, и они просили «Россию» чуть притормозить.
Как там дома?
Надо будет по возвращении на «Фёдоров» позвонить домой, хотя это теперь проблематично. «России» придётся проплыть до Шпицбергена за запчастями и водолазами дня через два. Почему «России», а не «Фёдорову»? Так решили по «производственным соображениям». В это время «Фёдоров» будет дрейфовать, делая профилактику оборудования.
Поеду ли я на Шпицберген?
Я не против, ибо всякое отвлечение от монотонности есть разнообразие! Вот уж поистине умнее ничего не придумал….
Читаю по древней истории. Книжка советского периода, «эпохи марксизма-ленинизма». Об «АСП» говорится вскользь, как о гипотезе Маркса. В основном утверждается «пятичленная система» ОЭФ — для стран и народов Древнего Мира. Всюду рабовладение, даже там, где его трудно обнаружить.
Однако периодически допускается преобладание труда свободных общинников, прежде всего при строительстве ирригационных систем и пирамид в Египте, и на других объектах «великих стройках Древности». А если труд общинников в создании продукта для государственной элиты и общества в целом преобладал, то какое же тогда рабовладение как господствующий способ производства?
В некоторых статьях авторы сами пишут, что рабы не были преобладающим слоём населения ни в Египте, ни в одном из обществ Ближнего Востока и Междуречья, а составляли меньшинство и не были основной производительной силой. Где же тогда рабовладение как господствующий уклад? Надо взяться за написание ответа Крохину — на берегу было не до этого…
Очень хочется домой.
Или в другую командировку! Но не на два месяца… Можно и за границу. В Индию, например, где я очень мало пробыл в 2007 году. Хочется в Италию, просто отдохнуть. Но так «просто» такие номера у меня не проходят, как известно….
19:00.
Пока спал, случилось ЧП – «Фёдоров» застрял во льду! Что-то опять произошло с оборудованием, и они не вовремя дали «России» команду затормозить, сами остановившись, и льдины замкнулись вокруг них… Сейчас вытаскивают косу, и что-то произошло с тросами крепления — коса с пушками опустилась на 100 метров, что очень критично для её жизнеспособности.
Сказывается нехватка запчастей.
Вертолёт летает, люди бегают, волнение в умах и душах нарастает. Нет, доверие ВВП мы, скорее всего, не оправдаем.
Заступает ночная смена, и я с ней…
Завтра воскресенье, то ли 18, то ли 19 июля. Сбился с календарного счёта и биологического времени… Месяц прошёл с момента начала экспедиции!
Хочется в озеро в Соколе. Хочется косить траву рано утром. А тут льды и вода. Да кое-где следы белых мишек, которых никто пока не видел. И какая же жизнь без белых медведей в Арктике?
На «Фёдорове» принято решение отправляться на чистую воду для ремонта, а «России» — на Шпицберген за запчастями и водолазами для «Фёдорова». Работы по сейсмике теперь продолжатся не ранее, чем через пять дней.
Это — опять простой. Куда я «пойду», на Шпиц или обратно на «Фёдоров»? В ближайшее время выяснится… Хотелось бы пока остаться на ледоколе. Здесь тише и обстановка более спокойная. Старых ошибок стараюсь не повторять. Хотя на «Фёдорове» веселей. Народ там придумывает всякие игры, готовится к концерту самодеятельности в начале августа, и вообще старается не скучать. Тут же, пожалуй, дня через два можно будет взвыть от одиночества и тоски.
Джон рассказал, как он в 1962 году, будучи с группой британских школьников в СССР, однажды потерялся в московском метро. Нашли его, правда, быстро.
Забавно…
Продолжение следует
Предыдущие части дневника Юрия СИМОНОВА:
Часть 8. Юрий СИМОНОВ. Цель экспедиции в высшей степени «державная»
Часть 7. Юрий СИМОНОВ. А что будет в тяжёлых льдах
Часть 6. Юрий СИМОНОВ. Низкое небо Арктики
Часть 5. Юрий СИМОНОВ. Свинцовая бездна
Часть 4. Юрий СИМОНОВ. Заполярье, но не наше
Часть 3. Юрий СИМОНОВ. В Арктику с Пилсудским и Мао
Часть 2. Юрий СИМОНОВ. Жизнь, хватит издеваться!
Часть 1. Юрий СИМОНОВ. Арктический дневник искателя приключений
Тексты на ту же тему:
Дмитрий ЖВАНИЯ. На полюс напролом? Запросто!
Капитан Александр БАРИНОВ: «На атомном ледоколе живешь как при коммунизме»