Юрий СИМОНОВ. Леваки — реликты безмозглости

Продолжение «Арктического дневника»

Юрий Симонов
Юрий Симонов

20 августа.

Вчера был тяжёлый день.

За сутки мы прошли 243 км. Всего пройдено 4001 км, то есть 66% от плана. Будем переходить к более тяжёлым льдам, особенно после 32 профиля. До полюса вряд ли дойдём, да и нет в этом необходимости по большому счёту. Только если ради развлечения, но не до него…

Все устали.

Хочется домой. В том числе и нашим иностранным коллегам.

Был урок английского, делали много упражнений, муторно и упорно, как будто плыли к Полюсу через тяжёлые льды.

«Дошли руки» до Волкогонова, до его «Сталина». Читаю также кое-что о событиях 20-х годов в СССР, о дискуссиях и подковёрных схватках в партийном руководстве того времени. Ещё раз убеждаюсь, что большевизм — это был жестокий, тяжелейший исход всех событий той эпохи, и в этом плане России, как всегда, не повезло. Сталинизм также «выстрадан» Россией, увы…Как Германия «выстрадала» Гитлера и Франция — Наполеона.

Была ли альтернатива, вот в чём вопрос?

Видимо, была, но в истории, судя по всему, верх берёт самая сильная тенденция («общественная доминанта»). В России в тот момент такой тенденцией был тоталитаризм в политическом отношении и накопление стоимости («этациала») в экономическом. Было ли это то, что называют исторической закономерностью? Если под закономерностью понимать необходимость достижения определённых целей при наличии возможностей и импульсов, то такая необходимость стояла на повестке дня в России (СССР).

Под возможностями следует понимать наличие человеческих и технических сил (доминирующего базиса), которые могут быть использованы для реализации общественной доминанты. Человеческих сил, или ресурсов, в России было более чем достаточно. С техническими вот только было напряжённо, но избыток человеческих ресурсов до определённого времени компенсировал такой недостаток.

Под импульсом необходимо рассматривать ряд факторов внешнего и внутреннего характера: внешнего давления и внутреннего субъективного фактора в виде желания верхушки и её вождей (во главе с «Цезарем») совершить прорыв. Будет ли реализована доминанта или нет — во многом зависит от «доминатора», или от надстройки, которая возникает над базисом.

Таким доминатором стала правящая бюрократия («этациалисты»), вышедшая в основном из социальных низов и окончательно сложившаяся во время Гражданской войны и в первые тридцать лет после её окончания, в том числе и в результате внутренней борьбы за власть. Выразителем интересов бюрократии был Сталин (в СССР).

Сталинизм и был осуществлением на практике этой закономерности, или «реализацией доминанты», но такой ценой, которая оказалась слишком высокой для народов СССР, добровольно, а чаще всё же не по доброй воле вынужденных участвовать в процессах экспансии империи.

Но империя быстро выдохлась и распалась, последствия чего будут ощущаться ещё долго – в дурдоме 90-х, в физическом и духовном вырождении населения, уменьшении его численности, дальнейшем экономическом ослаблении в случае очередных катаклизмов в мировой экономике, в паразитизме элиты, и др. Нынешняя российская элита живёт за счёт природной ренты, будучи не в состоянии реально модернизировать экономику, несмотря на её попытки, более на словах, это сделать.

Разговаривал с Роем о последних событиях в Британии, где погибло не менее пяти человек во время беспорядков. Говорит, что «Britain is a totally different country compared to what it used to be in the 1950-60-early 70» («Великобритания сегодня – совсем не та страна, которой она  была в 50-60-ранних 70-х»).

21 августа.

Мы сделали 70% работ по плану, но остались самые сложные участки. Дойдём ли до Полюса — по-прежнему большой вопрос. Работы по сейсмике осталось не более чем на неделю. Все очень устали, включая наших иностранных коллег.

Переводил документ, который подтверждает некоторые догадки более раннего времени: мы здесь уточняем не только точки склона Арктического шельфа, но и ищем углеводороды. Собственно, их уже нашли, и ещё ранее наших работ, но нужно подтверждать наличие ресурсов на дне Арктики дополнительными исследованиями. Вот для этого мы здесь и стреляем по «подводным воробьям» из 16 мощных пневмопушек на народные деньги.

Некоторым западным фирмам предлагается заняться «на досуге» разведкой и глубоководным бурением в некоторых районах Арктики. Но они ещё и Штокман в Баренцевом море никак не могут начать осваивать?!

22 августа.

Вчера вечером и ночью на судне пили. Много пили, и не только чай. Включая автора данных строк. По разным поводам. В числе поводов был банный день у наших дам и день рождения у одного из членов экипажа. На судне, о чём уже в этом дневнике говорилось ранее, вообще много пьют, так как мало возможностей для «культурного досуга».

Утреннее совещание.

Прошли 4400 км из 6000 запланированных.

У наших американских коллег начало замерзать оборудование.

В том плане, что пневмопушки под водой начали покрываться льдом в некоторых местах, и надо что-то делать, чтобы отогревать их для дальнейшей работы. Две пушки уже замерзли, и их вытащили на борт для профилактики, и поэтому не ощущается такой сильной вибрации. Совет руководства — отогревать их с помощью усиленной работы компрессоров и предварительного нагревания топлива до 56 градусов. Но с компрессорами фирмы “Aggreko” тоже проблемы. Ждём ответа с берега — от компании-поставщика компрессоров. Сейчас переходим к другому профилю, и пушки молчат.

За бортом — минусовая температура, но пока не ниже минус пяти-трёх градусов. В связи с ухудшающейся ледовой обстановкой будем чаще делать разведку на вертолётё.

Автору этих строк в данный момент настоятельно необходимо поспать, хотя бы до обеда.

Семь часов вечера.

Очень низкое солнце указывает на то, что полярный день скоро кончится. Тем не менее, температура воздуха не ниже нуля. Льды всё более плотные, разводья во льду всё уже, но пока ледовая обстановка позволяет делать сейсмику, имея в виду идущий впереди ледокол.

Делали гимнастику на вертолётной палубе. Очень бодрит, но так мало одного раза. Надо чаще выходить на палубу наверху и делать гимнастику самому, хотя с коллективом веселее, особенно женским. Пытаюсь, но не всегда получается. Да и в каюте надо сидеть и ждать вызова для работы с нашими иностранными коллегами или документов для перевода.

Осталось три недели до возвращения домой.

Возможно, что и раньше можем вернуться, что было бы неплохо.

23 августа, вторник.

Ночью выходил на вертолётку, маленький квадратик металла, наш судовой «Невский проспект» для прогулок. Солнце чуть переместилось к западу, но не зашло!

День продолжается?

Вновь это низкое солнце, похожее на сюрреалистические картинки…

Плохо спалось опять.

Днем спится лучше…

Смотрел документальный фильм.

Автор — Никита Михалков, он же ведущий. Фильм о деятелях русского белого движения: Деникине, Врангеле, Колчаке и о белом движении в целом. Об их чести, благородстве и т.д. Михалков — известный теперь «белогвардеец» и монархист. Белые у него – «белые» и «пушистые», люди чести и благородства. Некоторые не очень благовидные факты их правления в районах под их контролем для Михалкова  не в счёт, о них ни слова.

Еврейские погромы, например, или реквизиции у крестьян, или чистки немонархистов в аппарате управления и среди офицеров белых армий, убийства некоторых лидеров казачьего движения на Дону и Кубани (всё это меркнет по сравнению с тем, какую «работу» проделали большевики с теми же крестьянами). Но факт остаётся фактом: тот же Колчак, или Деникин, да и Врангель были идеалистами своего рода. Верили в благородство своей идеи.

Колчак не был упёртым монархистом, как нам это преподносилось, но Михалков и здесь верен себе: о некоторых особенностях взглядов, да и деятельности Колчака на посту «Верховного Правителся» — ни слова.

Интервью с внуком А. В. Колчака — тоже Колчаком!

Я и не знал, что он есть, родился и живёт во Франции, прекрасно говорит по-русски и очень похож на деда.

Да, Гражданская война в России была страшным национальным, народным бедствием, в которое оказалось втянутым, часто помимо собственной воли, почти все население.

Но Ленин был, пожалуй, прав: альтернативы не было — либо правая диктатура, либо левая. Михалков об этом не говорит ни слова, так как он теперь целиком на стороне белых. Содержание фильма рассчитано на эмоции, но не на выяснение истины.

Так же и франкисты в Испании будут долго доказывать, что Франко был воплощением чести, достоинства и порядка, а его противники — бесчестия, подлости и хаоса.

Внук Колчака и тот высказывает что-то более реалистичное, чем повествующий автор, в частности, о воздействии мировой войны на ситуацию в России к 1917 году, о нерешённом крестьянском вопросе, и т.д.

Вопрос, на который до сих пор нет ответа: можно ли быть счастливым в такую эпоху перемен тому, кто живёт ради них? Можно, и таких счастливых было много и с той, и с другой стороны. Но что это за счастье такое,  — непонятно, если «на дворе» льётся кровь.

Ночью опять много читал, в том числе на немецком. Вновь кое-что о левых террористах в Германии периода 70-х годов — РАФ и др. О захвате ими немецкого самолёта в августе 1977 года с 100 заложниками на борту. А ведь кое-кто у нас, в частности, в одной из левых рассылок, которую я получаю, этих несчастных придурков, эту «отрыжку революции», называет «борцами».

У нас в России и сторонники «красных бригад» есть, и попробуй только вякни что-нибудь в рассылке о бесперспективности их дела, могут и из рассылки выгнать. Во всяком случае, такие предложения об изгнании меня из рассылки за мои анти РАФовские и анти бригадистские высказывания уже ими делались.

Вот чудики-то безголовые! Реликты безмозглости, причём редчайшие, почище наших большевиков…

Из экспедиции: мы сейчас переходим с одного профиля на другой, и пушки как-то странно бьют — глухо, очень глубоко, и с большими интервалами. Но вибрация всё равно ощущается под дном и под каютами, в том числе под нашей.

Утреннее совещание.

За сутки мы прошли 186.7 км, всего 4590 км, что составило 75% от всех запланированных работ (видимо, автор ошибся, так как за два дня до этого он написал, что экспедицией продело уже 77% работ – прим. ред. «Н.С.»). В данный момент мы переходим к 32 сложному профилю, но кажется, мы его доведём до конца, так как лёд позволяет это сделать.

Следующие профиля будут сложнее.

В прошлом году экспедиция достигла Полюса в силу более благоприятной ледовой обстановки, по сути, редкой и уникальной. В этом году ситуация сложнее. Посмотрим, хотя никто уже не хочет никакого полюса, все хотят домой.

Выстрелы из пушек на переходе более редкие, данных от них никаких, но это нужно для борьбы с обледенением оборудования.

Температура по-прежнему от нуля до минус трёх, пошёл мокрый снег. Полярное лето заканчивается.

Слава Богу, полярной осени мы не увидим…

Продолжение следует.

Предыдущие части дневника Юрия СИМОНОВА:





Часть 16.
Часть 15.
Часть 14.
Часть 13.
Часть 12. Юрий СИМОНОВ. Ещё один миф рушится

Часть 10. Юрий СИМОНОВ. И куда меня занесло

Часть 8. Юрий СИМОНОВ. Цель экспедиции в высшей степени «державная»
Часть 7. Юрий СИМОНОВ. А что будет в тяжёлых льдах
Часть 6. Юрий СИМОНОВ. Низкое небо Арктики




 

Добавить комментарий