— Сравнивать мужскую и женскую природу c точки зрения того, какая из них «лучше» или «хуже», на самом деле занятие пустое. Вопрос о превосходстве одного пола над другим лишён смысла. Все зависит от того, что ценить в мужчине и что в женщине.
<…>
В конце же концов даже в профанической сексуальности грани между мужским и женским очень подвижны — не всякий мужчина в полном смысле слова мужчина; то же самое касается и женщин. Случаи полного соответствия своему полу вообще крайне редки — каждый мужчина носит в себе «осадок» женщины, а женщина – «осадок» мужчины; степени колебания пропорций очень велики. Следует полностью отдавать себе отчёт в этом факте, прежде всего, когда это касается психологии, где «колебания пола» особенно заметны. Типично женские черты очень часто проявляются у мужчин, особенно и массово в деградирующих цивилизациях.
Мужское в чистом виде, то есть бытие-для-себя, мы видим только в двух типах — воина и аскета; им соответствуют два типа женственности, то есть бытия-для -другого — тип любовницы и тип матери.
<…>
Психологическая и моральная характеристика мужчин после последней войны, «исчезновение мужчин», связано с массовым появлением у них «жидких», «текучих», «женских» характеров.
В конце концов, следует понять, что нельзя судить мужчин женскими мерками, а женщин мужскими — оценивать человека надо с точки зрения того, как в нём развиты потенциальные возможности своего пола. Несовершенство типа всегда в «бесформенности», гибридности, характерной для неразвитых или выродившихся особей. С точки зрения традиционной этики плохи женщины, похожие на мужчин, и мужчины, похожие на женщин.
<…>
Истинная формула всякой этики — «быть самим собой» или «быть верным самому себе». Причём под этой верностью следует разуметь верность глубинной природе, сущности человека, его внутреннему типу, «идее».
Типично женские черты очень часто проявляются у мужчин, особенно и массово в деградирующих цивилизациях.
В бытии-для-себя и бытии-для-другого легко распознавать основные черты мужественности и женственности; становится ясным, что есть этика мужчины и что — этика женщины: это проявляется в реакции, безусловном «ответе» на предлагаемые жизнью ситуации со стороны каждого пола. В этом можно заметить симметрию. Мужское в чистом виде, то есть бытие-для-себя, мы видим только в двух типах — воина и аскета; им соответствуют два типа женственности, то есть бытия-для -другого — тип любовницы и тип матери.
<…>
Нас совершенно не интересуют «женские» и «сексуальные» проблемы, как их представляет себе современный мир, равно как и вопросы брака, развода, эмансипации, свободной любви и так далее. На самом деле их нет. Единственной серьёзной проблемой является то, насколько общество, и шире — эпоха, — могут способствовать самораскрытию мужчины и женщины в рамках обозначенных архетипов, а также соответственно способных через разнообразие внешних форм добиться, чтобы общественные институты отражали естественные законы и содействовали укоренению мужского и женского начала в метафизике пола.
Юлиус ЭВОЛА. Метафизика пола (1958)
Читайте также:
Юлиус ЭВОЛА: «Мужчины и женщины несоизмеримы друг с другом»
Юлиус ЭВОЛА: «Мир одержим сексоманией»
Юлиус ЭВОЛА: «Односторонней социальной справедливости не существует»