Ян ГЕЙЛ: «Я против того, чтобы ездить на автомобиле по городу»

«От запрета на личный автотранспорт люди выиграют по всем статьям. Будут дышать чистым воздухом,  передвижение пешком позволит им не набирать лишний вес. Сейчас большинство людей занимаются сидячей работой, в основном — бессмысленной, сидят за рулём, за столом. Получается, что главное место их тела — это зад. А это неправильно», — написал я два года назад в статье «Пора уничтожать автомобили».  Автомобилисты восприняли её в штыки. На их форумах меня называли неудачником, злобствующим по той причине, что не заработал себе на автомобиль и т.д. Откровенно говоря, было приятно узнать, что известный урбанист Ян Гейл думает на эту тему то же, что и я. Именно на эту. К революции мы относимся по-разному.

Мария ЭЛЬКИНА

Ян Гейл - известнейший датский урбанист, рассказывает всему миру, как сделать улицы и площади удобными для людей
Ян Гейл — известнейший датский урбанист, рассказывает всему миру, как сделать улицы и площади удобными для людей

Ян Гейл — известнейший датский урбанист, рассказывает всему миру, как сделать улицы и площади удобными для людей. Сидней, Мельбурн, Нью-Йорк, Москва — далеко не полный список городов, для которых он делал исследования. В интервью он объясняет, почему нужно отказаться от личного автомобиля.

— Для скольких городов вы делали исследования?

— Вы шутите? Я никак не могу этого знать. Лично я — примерно для двадцати пяти. Вообще моя фирма “Gehlarchitects” работает в пятидесяти семи странах мира.

— Мне ваша книга нравится прежде всего тем, что она объясняет моё собственное поведение в городе. И всё-таки у меня, как и у многих других людей в Москве и в Петербурге, есть некое внутреннее сопротивление идее города без машин. Я привыкла таким образом добираться из одного место в другое.

— Это неизлечимо. Но я могу рассказать вам на это смешную историю. Как-то мне нужно было куда-то поехать с коллегой, с которым мы вместе преподавали и писали книгу в Германии. Он никогда не ездил на машине, у него и прав-то не было. Я счёл, что на машине поехать будет удобнее всего, и по дороге я понял, что он никогда в жизни не видел фривея. А он смотрел по сторонам и восклицал: «Как это все ужасно, как скучно, как могут люди выходить из машины, съедать гамбургер и садиться обратно в машину, как это нецивилизованно». На подземной парковке так он и вовсе не мог понять, что происходит, как это мы приехали в центр города, а находимся вот в этом сером пространстве и куда-то едем на лифте. «Другое дело, — говорил он, — приезжать в город на поезде, спускаться с платформы и оказываться на центральной площади». Он, кстати, был отличным архитектором, и во многом его ощущения были правильными. Нет ничего хорошего в том, чтобы искать место на парковке, стоять в пробке, нервничать.

Тем не менее, для меня сейчас нет более простого и быстрого способа добраться до центра города, чем на машине. Это всё потому, что мы так устроили наш мир. У нас был дешёвый бензин в какой-то момент. Если бы его не было, мы бы организовали города как-то иначе. Теперь бензин не так уж и дешёв, но инерция осталась. Вы представьте на секунду, что машин нет, что они делись куда-то. И тогда вы поймете, насколько человечество может быть изобретательно в поиске путей передвижения. Мы наверняка бы придумали что-то ещё — может быть, много лучше.

— Летающие машины?

— Нет. Я думаю, что мир мог бы справиться с помощью поездов, велосипедов и трамваев. Конечно, для капиталистов лучше, чтобы мы ездили все время на машинах, — они могут продавать нам сами машины, колёса, бензин.

"Вы представьте на секунду, что машин нет, что они делись куда-то. И тогда вы поймете, насколько человечество может быть изобретательно в поиске путей передвижения"
«Вы представьте на секунду, что машин нет, что они делись куда-то. И тогда вы поймете, насколько человечество может быть изобретательно в поиске путей передвижения»

— Так вы считаете, что машины в принципе не нужны?

— Вовсе нет. Машина — отличная штука. Они незаменимы для инвалидов, для скорой помощи, для службы доставки, для поездок на выходные. Я выступаю только против того, чтобы ездить на машине по городу каждый день по любой нужде. В Нью-Йорке, скажем, приняли решение, что метро (а у них одна из лучших сеток метро в мире) достаточно, чтобы ездить на работу, и это сработало. Есть еще один важный момент: если вы запрещаете въезд в центр, то у вас освобождаются широкие улицы для автобусов, трамваев и велосипедов.

— Вы говорите сейчас только про Манхэттен?

— Да, они запретили въезд на Манхэттен на машине — раньше туда по мостам приезжали миллионы автомобилей. Они делали односторонние улицы, но это не помогло. Оказалось, что в хорошее место люди приедут в любом случае.

— Получается, что мы всё время говорим про центры городов. Однако на окраинах Петербурга расстояния огромные, там не так просто попасть куда-то пешком или на велосипеде. И гулять там не так приятно.

— Знаете, что интересно? Все эти районы были построены с расчётом на то, что люди будут передвигаться на автобусах, но транспортная сеть была очень плохая. Потом она ненадолго стала лучше — благодаря личным автомобилям. Теперь они встали в огромные пробки — гораздо хуже, чем в центре. Это стандартная ситуация, и именно поэтому города массово переходят на общественный транспорт, строят трамвайные линии. Чтобы можно было доезжать на велосипеде до остановки, оставлять его там и ехать дальше. Хотя я вовсе не хочу заставить вас изменить вашим дурным привычкам. Я тоже летаю на самолёте, мне это нравится, хотя это ещё хуже для окружающей среды, чем езда на машине.

— Что вы думаете про высотные здания?

— Я верю в пять-шесть этажей, не больше. Как только вы оказываетесь выше, вы теряете связь с городом.

— За вашими идеями есть идеология?

— Я думаю, что если обычные люди будут жить хорошей жизнью, то революцию можно отложить.

Источник. Газета «Мой район»,  № 2 (565) от 23 января 2014

1 комментарий

Добавить комментарий