Павел УЛЬЯНИЦКИЙ
Митинг против фальсификации выборов, который прошёл на Пионерской площади 10 декабря 2011 года, стал самой массовой акцией протеста в Санкт-Петербурге за последние 20 лет. Собрал он в десять раз меньше, чем митинг против ГКЧП на Дворцовой площади 20 августа 1991 года – 10 тысяч человек (по данным МВД – 7 тысяч). Но тогда были другие времена, когда политизация населения просто зашкаливала. Сейчас народ только пробуждается после долгого сна. И это не столько заслуга оппозиции, сколько самой власти, которая решила, что граждане России стерпят любые её махинации. Граждане не стерпели и вышли на улицы и площади.
Импровизация снизу
В Петербурге, начиная с 5 декабря, акции протеста против подмены народного волеизъявления на парламентских выборах проходят каждый день. И каждый день в милицию попадают десятки молодых людей, которые до этого на акции протеста вообще не ходили. Они не имеют плана действий и полагаются на импровизацию. Иногда импровизация бывает весьма неплохой, как, например, появление у Гостиного двора человека в маске Путина. Полиция все народные инициативы пресекает без церемоний. Однако это не останавливает недовольных поведением «Единой России» и её лидеров – Владимира Путина и Дмитрия Медведева.
Акции протеста всерьёз обеспокоили власти Санкт-Петербурга, где фальсификации итогов голосования в пользу «ЕдРа» имели массовый характер (на счёт «ЕдРа» переписали 100 тысяч голосов, отданных избирателями «Справедливой России»). Градоначальник Георгий Полтавченко, видимо, полагая, что для реального народного недовольства причин нет, заявил, что «происходящее в нашем городе» не назовёт иначе, как «тщательно спланированной за рубежом провокацией». Кроме того, к студентам обратился председатель Совета ректоров вузов Петербурга, ректор ИТМО Владимир Васильев: «Сейчас обстановка в городе искусственно накаляется. Ни для кого не секрет, что в процессе голосования были зарегистрированы различные нарушения закона. Разобраться в этом — обязанность судов. Я не хочу, чтобы вы поддавались на провокации. Инициаторы провокаций останутся в тени, за вашими спинами. Студенты Питера всегда отличались умом, культурой, критичностью и порядочностью. Тратьте время и силы на создание своего профессионального фундамента для будущей жизни».
Но все эти заявления и предупреждения, а также жестокость милиции не останавливают молодых людей, которые продолжают протестовать. Информация о субботнем митинге распространялась как в Интернете, так и с помощью такого традиционного носителя, как листовки. Вначале долго спорили, где собраться. В итоге решили провести митинг на площади Восстания, а потом устроить демонстрацию до Мариинского дворца, где заседает петербургское Законодательное собрание. С точки зрения символического ряда (название площади и её история), место было выбрано правильно. Но чтобы провести массовое мероприятие на площади Восстания без угрозы для жизни и здоровья его участников, нужно останавливать движение транспорта на Невском проспекте и прилегающих улицах. На что власти города ни за что бы не согласились. «Площадь Восстания годится только для многодневной демонстрации, постепенно переходящей в революцию, как это и случалось в феврале 1917 года. Для митинга – не подходит. Здесь нет ни одного пятачка, который смог бы вместить желающих протестовать, ни одного возвышения, с которого ораторы могли бы бросать в толпу свои яркие лозунги. Выходить на проезжую часть не рекомендуется и в мирное время», – верно отметил петербургский публицист, историк и краевед Лев Лурье.
Неожиданная толерантность
Власть, понимая, что ещё одна кровавая баня в центре города может иметь непредсказуемые последствия, в последний момент согласовала митинг на Пионерской площади на полтора часа позже – в 15.30. Как сообщила Интернет-газете «Фонтанка» лидер петербургского Объединённого гражданского фронта (ОГФ) Ольга Курносова, заявку в Смольный о проведении акции против фальсификации выборов на Пионерской площади она подала 9 декабря около 18.30, а уже через час чиновники дали своё согласие. С такой скоростью власти Петербурга до этого согласовывали разве что мероприятия «Единой России» и её «молодой гвардии». Одновременно нельзя не заметить желания внесистемной либеральной оппозиции выступить в роли авангарда общественного протеста против фальсификации выборов. Нельзя исключать и того, что власти сами обратились к либералам с просьбой легализовать протест. Кстати, на два часа дня назначил сход у Казанского собора лидер петербургского «Яблока» Максим Резник. Но после того, как стало известно о согласовании митинга на Пионерской площади, он заявил, что будет отправлять туда людей от Казанского собора (всего на этот сход пришло 50 человек с белыми цветами).
Так или иначе, тем, кто в 14 часов явился на площадь Восстания, полицейские с помощью громкоговорителя предлагали пройти по тротуарам до Пионерской площади. Правда, не всегда можно было расслышать, что говорят стражи порядка, так как над площадью Восстания барражировал вертолёт, заглушая всё вокруг. В результате получилось протестное шествие по центральным проспектам Санкт-Петербурга. На митинг пришли националисты. Они выдвинулись вперед колонны и начали кричать «Русские, вперёд!». Путь им преградила полиция. Произошла короткая, но жёсткая стычка. То ли от бесшабашности, то ли по какой-то другой причине националисты (не исключено, что это были провокаторы) поднимали полицейским забрала шлемов и били их в лицо. Затем настал черёд радикальных левых. Они начали скандировать свои лозунги. Если речёвки «Одно решение – сопротивление!» и «Выйди на улицу – верни себе голос!» толпа подхватывала охотно, то заряды типа «Власть рабочим, а не капиталистам!» в массах понимания не находили. Видимо, время ещё не пришло. На Загородном проспекте полиция задержала-таки двух крайне левых (активистов Движения сопротивления имени Петра Алексеева). Однако задержание осуществлялось без особой жёсткости.
Митинг на Пионерской площади был рассчитан на 3 тысячи человек. Но народ всё прибывал и прибывал. В итоге вся площадь вокруг изваяния Александра Грибоедова, автора бессметного «Горя от ума», была забита народом до отказа. Люди стояли и на подходах к площади и даже на другой стороне Загородного проспекта. Толпа дружно скандировала «Ваши выборы – фарс!», «Путин – вор!», «Нам нужны честные выборы!» и т.д. На трибуне собрались все цвета оппозиционной радуги Санкт-Петербурга: от крайних либералов и диссидентов советской поры до коммунистов и националистов. Толпа вела себя довольно дружелюбно в отношении ораторов. Лишь прибывшего в Петербург сатирика Виктора Шендеровича освистали националисты. Но сатирик отшутился. «Не обращайте внимание. Им просто не нравится моя национальность. Простим им их слабоумие», — сказал он. Другой москвич, музыкальный критик Артемий Троицкий, предложил таким известным петербургским деятелям культуры, как Борис Гребенщиков, Михаил Пиотровский, Эдуард Хиль, Сергей Шнуров, Эдита Пьеха, не оставаться в стороне от событий, а присоединиться к протестной волне. Вряд ли на его призыв откликнется директор Эрмитажа Михаил Пиотровский, который на выборы шёл в тройке лидеров списка «Единой России». По мнению одного из ведущих митинга, бывшего депутата петербургского ЗакСа Сергея Гуляева, «ни после нашего многотысячного митинга в Петербурге, ни после многодесятитысячного митинга в Москве на Болотной площади, ничего не сдвинется», поэтому «эти действия должны продолжаться до выборов 4 марта (до выборов президента – ред. Н.С.)». Лидер петербургского отделения «Другой России» Андрей Дмитриев дал власти восемь дней для отмены результатов выборов. «Если вы этого не сделаете, то в следующее воскресенье придёт не 10 тысяч человек, а 100 тысяч, и вам придётся очень плохо», — заявил другоросс. Однако избирком должен вынести решение по выборам гораздо раньше – 12 декабря. Овации вызвало выступление студенческой активистки по имени Ксения, которая сказала, что российским студентам необходимо создавать свои низовые организации, чтобы контролировать администрации ВУЗов, добиваться права на полное бесплатное образование и последующее трудоустройство, а если власть будет и впредь нарушать их права – действовать, как студенты Испании, Италии и Франции.
10 декабря митинг закончился в начале шестого вечера. В конце, как и положено, была принята резолюция с требованием отменить прошедшие выборы и назначить новые – с участием всех партий и общественных движений, а также освободить всех задержанных за участие в акциях протеста. На призыв какого-то молодого человека пройти по Гороховой улице до Горизбиркома, располагающегося рядом с Исаакиевской площадью, собравшиеся не откликнулись. После митинга на Пионерской площади в городе продолжились протестные мероприятия. Люди собрались на Сенатской площади – многих из них задержала полиция. И по традиции состоялся сход у Гостиного двора, который по традиции разогнал ОМОН. Следующий согласованный митинг состоится в Санкт-Петербурге 18 декабря на Пионерской площади.
Фоторепортаж:
[nggallery id=45]
Относительно Васильева В.Н.
«Все понимают, какие задачи стоят, вузы готовы к 4 декабря». Об этом сегодня, 10 ноября, на заседании президиума Совета ректоров вузов Санкт-Петербурга сказал председатель Совета ректоров вузов Санкт-Петербурга, ректор ИТМО Владимир Васильев, обращаясь к губернатору Санкт-Петербурга Георгию Полтавченко, передает корреспондент ИА REGNUM.
«Максимальная возможность участия в выборах будет обеспечена не только среди сотрудников, но и среди студентов. Все понимаем, какие задачи стоят», — добавил Васильев.»
Пробалаболил, вот и прогибается…