Валерия СТРЕЛЬНИКОВА
На ближайшую субботу, 16 апреля, запланирована, пожалуй, самая масштабная в истории страны акция, посвящённая борьбе с коррупционерами и взяточниками. Организаторы обещают, что только в Москве мероприятие соберёт 50 тысяч молодых людей, каждый из которых готов представить убедительные доказательства фактов нарушений закона в торговле, образовании, транспортной сфере, здравоохранении, ЖКХ... Тема уже несколько дней не выходит из топа наиболее обсуждаемых в сети. Меж тем бешеное внимание к ней было привлечено всего лишь публикацией в одном из блогов незамысловатого календаря с фотографиями активисток движения «Наши» в нижнем белье. Выходит, прокремлёвская молодёжка, используя такой банальный, до дыр затёртый политтехнологический приём, всё-таки добилась своего?
Каменщик «Наших» в фартуке белом
Календарь, выпущенный под девизом «Секс против коррупции», за последнее время не пнул походя, разве что очень ленивый. Справедливости ради стоит сказать пару слов в защиту, если не полиграфического изделия, то хотя бы изображённых на нём барышень. Ну да, не топ-модели. Но, может быть, это и ценно? Реальные, судя по всему, активистки, со своей гражданской позицией. «Июнь» с пилой, «Август» с мясорубкой, «Январь» со скалкой и сковородой; строгая учительница с линейкой, медсестра со шприцем… Есть и боксёр, и крысолов, и даже невеста – как положено по канонам классического дефиле. Нехитрые образы, атрибуты и соответствующие лозунги призваны, по-видимому, создать волну народного негодования по отношению к коррупционерам всех мастей.
Для страницы «Апрель» все героини снялись на групповое фото в декоративных белоснежных передничках: именно в апреле-2011 дан старт всероссийской кампании «Белые фартуки». Кстати, насчёт «всероссийской», похоже, большого преувеличения нет. Кстати, насчёт «всероссийской», похоже, большого преувеличения нет. Во всяком случае, в целом ряде городов, например, в Ульяновске, в Воронеже, в Сыктывкаре в рамках кампании уже проходят рейды и акции против взяточников и взяткодателей, а кое-где, как например, в Тамбове, под брендом «Белых фартуков» созданы свои региональные антикоррупционные сайты, на которых размещают данные о чиновничьих махинациях и не только, в том числе и видеосюжеты о чиновничьих махинациях и не только.
Наряду с этим, в сети появляется информация о тысячах молодых людей из разных регионов, собирающихся приехать 16 апреля в столицу. Правда, некоторые их таких сообщений звучат двусмысленно и даже угрожающе. «2000 человек из Санкт-Петербурга приедут на Ленинградский вокзал и ещё до акции сделают то, что надо!» — пишет в одном из комментариев alex_ivshukov.
Завсегдатаи блогосферы и социальных сетей упражняются в остроумии, иронизируют, философствуют, ёрничают, используя порой непарламентские выражения. Эстеты критикуют недостаточно стильные трусики и бюстгалтеры барышень, раздевшихся за правое дело, а также их незагорелую кожу («а то смотреть тошно»). Интеллектуалы, в свою очередь, цитируют знаменитые строчки Валерия Брюсова «Каменщик, каменщик, в фартуке белом…» — намекая, таким образом, очевидно, не столько на «профессиональную принадлежность» отдельных персонажей календаря (среди которых есть и «строительницы»), сколько на масонские ложи и тому подобное.
Немногие интернет-пользователи на этом фоне решаются задать совсем простые вопросы. Как, например, Александр Драбовский, который, ничтоже сумняшеся, написал ВКонтакте: «1. Выпуск эротического календаря — это тоже мера борьбы с коррупцией? 2. Как я понимаю, будет много студентов, и никто из них сам не предлагал взятки за зачёты? 3. Не получится, что акция будет сплошной «показухой»? Интересно получить ответы…»
Ню и ню
В многочисленных публикациях журналисты, общественники, блогеры называют эротический метод борьбы за соблюдение законодательства «нетрадиционным», «шоковым», «взрывным» и т. п. Притом что, по сути, ничего принципиально нового и уж тем более, особенного здесь нет.
Достаточно вспомнить эротический календарь с фотографиями студенток МГУ и призывными слоганами, выпущенный ко дню рождения Путина. Следом за ним появился календарь-пародия, выполненный в той же стилистике, только в качестве моделей были «приглашены» питерский губернатор Валентина Матвиенко, спикер Госдумы Борис Грызлов, руководитель Чечни Рамзан Кадыров и другие известные политики. Впрочем, эротика в этом случае оказалась скрытой, если не считать Владимира Жириновского, лидера ЛДПР (который выступил в своём репертуаре).
Календарь в жанре ню – вообще крайне популярное средство выражения своей гражданской позиции, одинаково успешно применяемое представителями самых разных идеологий и политических взглядов в разных городах и весях. Так, сибирячки снялись для протестного эротического календаря, предназначенного омскому мэру. В этом проекте наиболее впечатляет юная пейзанка в веночке, символизирующая июнь, с молокоотсосом и слоганом «Доим из села последнее». Рассказывают, что отважные девушки стали у себя на родине едва ли не народными героинями.
Наряду с этим, существует, как известно, и аналогичный сегмент «корпоративной культуры». Руководители фирм, которые регулярно издают эротические календари и буклеты с фотографиями своих сотрудниц и жён сотрудников (зачастую это очень серьёзные фирмы – банковские структуры, компании-разработчики компьютерного обеспечения), уверяют, что дело здесь не только и не столько в «нестандартной рекламе». По их словам, подобная полиграфия тоже выполняет определённую общественно-социальную функцию. Сотрудники получают прекрасную возможность раскрепощения и самовыражения, могут показать себя и увидеть коллег в совершенно ином ракурсе, отвлечься, поиграть на контрастах, снять усталость рутинных будней… Впрочем, не стоит скрывать, что среди партнёров и клиентов «социально ответственных» компаний такие календари идут всё же нарасхват.
В свою очередь, далёкие от будней банковских служащих сторонники Лимонова любят размещать на своих ресурсах фото симпатичных полуобнажённых боевых подруг, желательно с присутствием в кадре партийной или революционной символики. Украинское женское движение «Фемен» то и дело проводит эпатажные акции с непременным публичным раздеванием как минимум до пояса – например, «Против разрушения основ демократии в Украине». Кстати, в Украине уже успели обвинить «нашисток» в пародии на «Фемен». А известная российская левая активистка Франческа снимается в лёгких пародийно-протестных эротических клипах, в том числе, «по мотивам уроков Анны Чапман».
Добавим, что вся перечисленная продукция и все рассматриваемые проекты построены на фото и видео обнажённых и полуобнажённых женщин. А значит, по идее, адресованы мужчинам. Из всего сонма «политэротики» удалось найти всего один – опять же, календарь – где изобразительный ряд являет сильную половину человечества. Правда, назвать этот продукт эротическим можно лишь с большой натяжкой. Студенты журфака СПбГУ, которые для него снялись, обращаются с провокационными вопросами, пожеланиями и предложениями к губернатору Валентине Матвиенко. Юноши хороши, кто бы спорил. Но по-настоящему эротично, положа руку на сердце, выглядит только Рома с 3-го курса, который предлагает «для борьбы с сосулями предоставить свой лазер».
Что ж, получается, в 99% случаев создатели подобного рода проектов заранее – по половой принадлежности — отсекают значительную часть электората? А главное – могут ли на кого-то в принципе воздействовать эти «эротические» кампании (имея в виду серьёзный уровень восприятия)? Могут ли они поменять существующую расстановку сил, добавить кому-то голосов? Ведь всё это старо, как мир, блёкло, пресно, сомнительно… Тем не менее, кто-то же вкладывает в те же «Белые фартуки» огромные деньги. Неужели они окупятся? Когда, каким образом?
Артель аналитиков обратилась за комментариями к экспертам.
Станислав Белковский, президент Института национальной стратегии (Москва): «Осадок, который остаётся после просмотра этой продукции, сводится к тому, что есть вещи и пострашнее коррупции…».
— Креатив «Наших» и им подобных прокремлёвских организаций всегда был и остаётся вторичен. Они никогда не были замечены в чём-то оригинальном, а исполнение оставляло желать много лучшего. Если говорить о последнем календаре «нашисток», то осадок, который остаётся после просмотра этой продукции, сводится к тому, что есть вещи и пострашнее коррупции… Эротики в нормальном смысле слова там нет, поэтому, с моей точки зрения, всё это не работает ни на мужскую, ни на женскую часть аудитории. Это просто провокация, привлечение внимания к означенной кампании в интернете. Цель – сделать так, чтобы это было обсуждаемо на ряде сайтов, в блогосфере, — и только. Причём независимо от знака обсуждения, хвалят или ругают.
Что касается Запада, то, как мы помним, и порнозвёзды баллотировались в парламент в разные времена, и те или иные маргинальные политики привлекали к себе внимание в таком качестве. Однако для мейнстримных политиков это невозможно. Хотя, естественно, фактор скрытой сексуальности присутствует. Например, когда избиратели голосуют за Юлию Тимошенко или Марин Ле Пен… Но это не значит, что данные политики выпускают эротические буклеты со своим изображением.
Различного рода корпоративная продукция эротического содержания на Западе тоже выпускается гораздо реже, чем у нас. Поскольку у нас нет устойчивых представлений о репутации, и, опять же, скандал часто ценится независимо от знака.
Неприятное послевкусие от этой и подобных акций, конечно, останется. Но, учитывая всё то, что «наши» сделали за время своего существования… После избиения людей бейсбольными битами, арматурой, после обмазывания в буквальном смысле дерьмом — я прошу прощения за неэротичный термин, — ещё один календарь со страшненькими угловатыми девочками не повлияет на их репутацию кардинально. Мне кажется, они находятся в том состоянии, когда действительно нужна любая реклама. И даже если бы завтра кто-то из активисток «Наших» получил бы Нобелевскую премию мира, это уже не спасло бы ни их репутацию, ни проект в целом.
При этом, повторюсь, даже если бы пресловутый календарь был выполнен на гораздо более качественном уровне, это бы не работало. Для политика, как женщины, так и мужчины, важна и уважаема сексуальность «при полном параде» – когда ты в деловом костюме, и от тебя исходят эротические флюиды. Тогда ты победитель. А разоблачаются обычно те, у кого эротических флюидов нет, и нет ни одного аргумента, чтобы привлечь к себе дополнительное внимание аудитории.
Лев Щеглов, сексолог, доктор медицинских наук, профессор: «В нашем обществе превалирует хамская, циничная эксплуатация эротического».
— Думаю, здесь два основных момента. Первое: безусловно, сегодняшнее российское общество крайне примитивизировано и апеллирует к полутуземным ценностям. Кто орёт, кричит и оскорбляет, как ни странно, тот для многих хорош. Кто чудовищно лжёт, обманывает, мол, «мы – лучшие» (и в парадных гадим не мы сами, а, наверное, Березовский или американцы, или грузины), тот тоже выигрывает. Использование банального голого тела, тоже привлекает примитивное полутуземное сознание.
Второе – вне всяких политических пристрастий – согласитесь, мы никогда не слышали о таких историях со стороны, условно скажем, «Яблока». Это всё истории, раскрученные не теми, кто объединился по своим искренним движениям души (возможно, даже неправильным). Это истории для тех, кто кем-то программирован. Обязательно – это моя точка зрения.
Наконец, безусловное хамство всех этих акций. Причём оно восходит к программированности псевдомолодёжных движений. Мы отлично помним, что такие движения, скажем, сжигали книжки Сорокина. Даже не задумываясь над тем, насколько это восходит к Германии 1933-1945 годов. Мы прекрасно помним акции, во время которых на Селигере, оставляя после себя горы грязи и дряни, что-то делали с портретами, пускай, возможно, даже и неправых, но очень пожилых правозащитников…
Это хамство выражается даже в нашей повседневно жизни. Когда эротическое становится таким общим местом, прокатываемым в любых целях. Люди, рекламирующие стиральный порошок, зачем-то рядом ставят голых девушек. Люди, рекламирующие нитраты или какой-нибудь хлорофос, поступают так же… То есть, хамская, циничная эксплуатация эротического.
Что касается изображений девушек или мужчин, и на кого что действует… Всё это действует в системе координат, где всегда есть хамство – в виде национализма, расизма либо сексизма. Именно в этой системе. Наше общество мужецентрично, развёрнуто в сторону мужчин. Когда наш национальный лидер в своей стилистике шутит по поводу бывшего израильского президента, которого обвиняют в домогательствах, чуть ли не изнасилованиях, — что, дескать, позавидовать можно, — о чём тут говорить? Основные держатели денег и любых кредитов у нас – мужчины. Естественно, и рекламная апелляция, в том числе, политическая, — к ним.