Все на лекцию «Пьер Жозеф ПРУДОН: философия против нищеты»!

«Пьер Жозеф Прудон: философия против нищеты»

Лекция: 26 ноября 2014 года

Книжный магазин «МЫ» (Невский проспект, до 20, 3 этаж)

Читает кандидат исторических наук, редактор сайта «Новый смысл» ( www.sensusnovus.ru) Дмитрий Жвания

Начало в 19 часов

Вход свободный

Пьер Жозеф Прудон: "Если вы хотите пользоваться политическим равенством, то уничтожьте собственность"
Пьер Жозеф Прудон: «Если вы хотите пользоваться политическим равенством, то уничтожьте собственность»

Идеи Пьера Жозефа Прудона до сих пор вызывают жаркие споры. Они подпитывают разные социал-демократические проекты, например, «народные банки», кооперативное движение, с их помощью обосновывают муниципальный социализм и т.д.

Одновременно Прудона записывают в предтечи идеологии третьего пути — между капитализмом и коммунизмом. Недаром в начале 20 века в Париже существовала творческая лаборатория под названием «кружок Прудона», где революционные синдикалисты и монархисты — сторонники Шарля Морраса вместе вырабатывали проект оригинального антибуржуазного устройства Франции.

В 19 веке Прудон был настоящим «властителем дум». Он произвёл неизгладимое впечатление на молодого русского дворянина-бунтаря Михаила Бакунина, его книгами и статьями зачитывался создатель «Земли и воли» Николай Чернышевский, во Франции целое направление социалистического и рабочего движения носило его имя. Даже его суровый критик, Карл Маркс, отдавал должное интеллектуальной смелости Прудона.

Прудон стал первым мыслителем, который сумел доказать: «Собственность — это кража!»

«Если вы хотите пользоваться политическим равенством, то уничтожьте собственность, в противном случае вы не вправе жаловаться», — доказывал Прудон.

Собственность поддерживается, объяснял Прудон, «гражданским государством… которое сначала было деспотией, затем — монархией, затем — олигархией, а теперь стало демократией, но которое всегда было и есть тиранией».

Для него равенство было синонимом справедливости, а свобода — необходимым условием человеческого состояния.

«Отказаться от свободы — значит отказаться от человеческого достоинства, возможны были бы после этого человеческие поступки?» — вопрошал француз. И именно он одним из первых узрел, что «даже при самой совершенной демократии можно не быть свободным».

Его называют «отцом анархии». Однако он не был бунтарём, несмотря на то, что за свои книги и статьи он оказывался за решёткой. «Я — новый человек, — писал Прудон, — человек полемики, а не баррикад, человек, который мог бы достичь своей цели, обедая каждый день с префектом полиции».

Прудон был настолько независимым мыслителем, что не боялся отстаивать, когда считал нужным, консервативные ценности, в особенности в вопросе семьи и взаимоотношения полов. «Между мужчиной и женщиной могут существовать узы любви, страсти, привычки, чего угодно, только не истинно общественного чувства. Мужчина и женщина — не товарищи. Различие пола ставит между ними такую же преграду, какую различие видов ставит между животными», — утверждал Прудон, споря с феминистками своего времени.

Перед лекцией советуем прочесть:

Пьер Жозеф ПРУДОН. «Что такое собственность»

Глава I. Начало.

Глава I. Окончание

Глава II. Начало

Глава II. Продолжение

Глава II. Окончание

Глава III. Начало

Глава III. Продолжение

Глава III. Продолжение-2

Глава III. Продолжение-3

Глава III. Окончание

Глава IV. Начало

Пьер Жозеф ПРУДОН. «Порнократия, или женщины в настоящее время»

Дмитрий ЖВАНИЯ. Прудон — человек полемики, а не баррикад

Михаил ТУГАН-БАРАНОВСКИЙ. Прудон нашёл решение в русской общине

Михаил ТУГАН-БАРАНОВСКИЙ. Прудон отнюдь не был героической натурой

Добавить комментарий