Дмитрий ЖВАНИЯ. Впереди большая работа по освоению мундиаля

В одном из ближайших чемпионатов мира наша футбольная сборная точно примет участие — в том, который будет проходить в России летом 2018 года. Ведь сборная той, страны, которая проводит чемпионат, попадает на него автоматически. Впереди – вновь большая работа! Чиновникам и строителям надо продумать оптимизацию схемы по освоению денег из бюджета, то есть из нашего общего кошелька.

Праздник к нам приходит

Власти регионов и городов России, где могут пройти игры чемпионата мира по футболу 2018 года, заявляют о стремлении бороться за право принимать чемпионат и использовать его для рывка как в строительстве спортивных сооружений, так и в развитии инфраструктуры в целом, сообщает РИА-Новости.

В заявку России вошли Москва, Санкт-Петербург, Калининград, Казань, Ярославль, Нижний Новгород, Саранск, Самара, Волгоград, Екатеринбург, Ростов-на-Дону, Краснодар и Сочи. Окончательный список городов и стадионов, где пройдут игры чемпионата, будет определен позже. В него хотят попасть Уфа и Грозный.

Главы городов и регионов, которым привалило счастье принять мундиаль, тут же запросили дополнительные бюджетные вливания. Без них, мол, не справиться. «Возможно, мы привлечем к строительству стадиона федеральное правительство, так как с победой российской заявки строительство стадиона приобрело иное значение», — сказала Матвиенко, отметив, что стадион будет введен в строй к 2012 году. Какое такое иное? Госпожа Матвиенко не раскрыла.

Остаётся надеяться лишь на то, что не все деньги будут разворованы, что мы действительно получим новые стадионы
Остаётся надеяться лишь на то, что не все деньги будут разворованы, что мы действительно получим новые стадионы

Вообще-то, стадион по проекту бюро японского архитектора Кисе Курокавы на месте стадиона имени Сергея Мироновича Кирова на Крестовском острове должны были построить к 2011 году.  Но пока в том месте идет большая работа, конца которой не видно. Старый стадион срыли (он находился в специальном котловане, защищенном от ветра) и на его месте  пока появились лишь каркас  будущей арены. Владелец «Зенита» Газпром долго спорили о финансовой схеме строительства нового стадиона. В итоге решили, что Смольный выйдет из строительства «Охта-центра», непопулярного проекта, но полностью будет финансировать строительство арены, где будет играть газпромовский «Зенит».

Если смета строительства не вырастет, если проект, разработанный  бюро Кисе Курокавы, не претерпит изменений (четыре этажа семиэтажного стадиона займут трибуны на 68 тысяч мест), почему стройка приобретает иное значение? Видимо, губернатор Санкт-Петербурга решила, что у городского правительства, которое она возглавляет, появился шанс залатать дыры в смете строительства стадиона для «Зенита» с помощью денег из той части федерального бюджета, которая выделена на подготовку к мундиалю.

А президент Чечни Рамзан Кадыров предложил часть матчей чемпионата мира по футболу 2018 года провести в Грозном. «Естественно, мы будем предлагать выбрать наш город местом проведения отдельных матчей. Футбол на Северном Кавказе любят. Он имеет здесь свои традиции, своего зрителя. И я уверен, что при положительном решении вопроса можно добиться вовлечения в футбольные команды всех уровней многих тысяч подростков и молодых людей», – подчеркнул глава Чечни. «В любом случае, праздник сегодня пришел в нашу страну», – сказал Кадыров. В городе, где время от времени взрываются здания, строить стадионы нового поколения – очень выгодное занятие.

Ханжество

Футбольные чиновники произносят правильные слова: о борьбе против расизма, о гуманизме, о развитии спорта в бедных странах, о пропаганде футбола, «объединяющего мир». Но на деле футбольные мундиали, как и олимпиады, — это гигантские бизнес-авантюры, и большинство населения страны, где проводится чемпионат, за эти авантюры расплачивается из своего собственного кармана.

Начнем с того, что в ЮАР к мундиалю подготовили 10 стадионов в 9 городах: построили 4 новых арены, а 6 имевшихся существенно модернизировали. На все это строительство ушло 2 миллиарда долларов (1 миллиард 576 миллионов евро). Возведение самой скромной арены Nelson Mandela Bay Stadium недалеко от Порта Элизабет обошлось в 56 миллионов евро, а на навороченный стадион в Дурбане потрачено 170 миллионов евро.

Может быть, все эти траты были бы не напрасны, если бы в ЮАР все было хорошо с уровнем жизни и развитием спорта. Люди бы с радостью по субботам ходили на новые стадионы, чтобы поболеть за любимые клубы. Но жителям Южной Африки далеко не всегда есть дело до футбола. Им бы выжить. 43% южноафриканцев живет на 2 доллара в день, что ниже уровня нищеты. Кроме того, ЮАР занимает 1 место по распространению ВИЧ-инфекции, а по уровню зараженности этой болезнью она находится на 4 месте (после Свазиленда, Ботсваны и Лесото). Всего в ЮАР заражено ВИЧ около 5, 7 млн человек, что составляет 18,1% взрослого населения страны (в 2007 году). Из-за СПИДа смертность в Южно-Африканской республике долгое время превышает рождаемость.

Экономические, социальные и медицинские беды в ЮАР усугубляются низким уровнем культуры населения. Бич Южной Африки — изнасилования. Причем часто они носят почти ритуальный характер. «Преступность в ЮАР ужасающая. По уровню убийств и изнасилований ЮАР на первом месте в мире, изнасилование каждые 56 секунд, 50 с лишним убийств в день. Но самое страшное — это изнасилования, потому что черные (какая-то часть) верят, что если иметь секс с белой женщиной или девственницей, СПИД пройдет (среди черного населения уровень инфекции СПИДом примерно 10-15%)», — сообщает на одном из форумов в интернете некая Елена Соломон, уроженка России, которая жила с мужем несколько лет в ЮАР.

И в такой вот стране с предчувствием гражданской войны (50 с лишним убийств в день — это не шутка) ФИФА провело чемпионат мира по футболу, для которого возведены 10 ультрасовременных стадионов.

В итоге черная буржуазия получила праздник и барыши от подрядов, футболисты-миллионеры — относительно комфортные условия для игры (средняя температура зимой в Южной Африке — +15 по Цельсию), белые чиновники — зачет в деле борьбы с расизмом, а белые дельцы — немалые прибыли. Только негры не получили ничего. Они получили бы что-то, если бы деньги, потраченные на мундиаль и вырученные от его проведения, пошли на развитие здравоохранения и создание постоянных, а не временных (работа на строительстве стадиона) рабочих мест.

Что дальше?

Однако построить стадионы — это только часть проблемы. Содержание стадиона нового поколения обходится в 20 миллионов в год. Что это за бремя, знает не понаслышке небогатая европейская Португалия, которая принимала Евро-2004. Португалия потратила более миллиарда государственных евро на проведение Евро-2004 и продолжает расплачиваться за те две недели футбольного триумфа.

«Ни одна приличная страна не стала бы строить 10 стадионов для проведения одного чемпионата», — цитирует португальская газета Publico мэра города Коимбра. За 40 млн евро в городе был сооружен стадион ради того, чтобы провести две проходных игры чемпионата. Теперь мэрия безуспешно пытается продать этот стадион, но покупатель никак не найдется. Доходы от пары крупных концертов в год (вроде Rolling Stones или U2) никак не помогают свести концы с концами, а местная футбольная команда «Академика», которая сейчас играет на стадионе, вынашивает планы построить новый, поменьше, чтобы сократить расходы на содержание поля в три раза. Смета на строительство футбольного стадиона в городе Лейрии за 4 года выросла почти в 5 раз.

Дело дошло до того, что бывший министр экономики Португалии Аугушту Матеуш предлагает вообще снести стадионы, построенные в стране для проведения чемпионата Европы по футболу 2004 года, поскольку расходы на их содержание разоряют местные бюджеты. Теперь выясняется, что муниципалитетам выгоднее ликвидировать спортивные сооружения и продать землю, на которой они стоят. Надежды на то, что появление стадиона поможет привлечь новых туристов, создать новые рабочие места, оживить местные торговлю и промышленность (обычные трафаретные заклинания чиновников и их строительных подрядчиков, которыми они весьма успешно промывают мозг населению), не оправдались, отмечают обозреватели. Не оправдались они в ЮАР, где строители стадионов проводили забастовки, так как фирмы-подрядчики не платили им обещанные деньги.

Что понять, как Россия будет готовиться к проведению мундиаля-2018, достаточно посмотреть, как идет подготовка к Зимней Олимпиаде-2014 в Сочи. Первоначальная смета  составляла примерно 10 миллиардов долларов. За время подготовки она выросла в 14 раз! Все олимпийские объекты Сочи возводят с нуля. Доля государства в этих расходах составляет около 60%, доля местного краснодарского бюджета и бюджета города Сочи — около 3%, остальное оплатят инвесторы (за откаты, понятное дело). Кто будет играть в хоккей на Ледовой арене в Сочи (12 тысяч мест) после того, как Олимпиада пройдет, не знает даже президент Федерации хоккея России Владислав Третьяк.

Зато активно продвигается бренд города Сочи. Благодаря рекламе на ТВ вся страна узнала, что в Сочи есть футбольный клуб — «Жемчужина», что команда эта играет в оранжевой форме. То, что она — середняк первого дивизиона, в данном случае неважно. Кто знает, может быть, эта команда станет костяком сборной России, которая будет играть на чемпионате мира-2018?

Министр финансов Алексей Кудрин заявил, что мундиаль обойдётся государственной казне  в 300 миллиардов рублей. Но это пока только первые прикидки. Смета неизбежно вырастет. Схема этого процесса давно отработана. Неизбежно появятся специальные комитеты, которые будут заниматься подготовкой футбольного чемпионата.

Остаётся надеяться лишь на то, что не все деньги будут разворованы, что мы действительно получим новые стадионы. Конечно, проведение футбольного чемпионата мира вряд ли поднимет интеллектуальный и культурный уровень населения, как надеется тренер казанского «Рубина» Курбан Бердыев, но, может быть, это поднимет уровень нашего  внутреннего футбольного чемпионата, и весенние и осенние матчи не будут напоминать мужские бои в грязи. Если в стране появятся современные крытые стадионы, наш внутренний чемпионат будет проходить по схеме «осень-весна», как во всей Европе. Но для того, чтобы выросли игроки для команд, которые в этом чемпионате будут участвовать, нужно отрывать новые футбольные школы, развивать старые, а на это дополнительных денег не выделяется.

Добавить комментарий