«Секспросвет» — это волшебное слово! Услышав его, большинство советских людей теряет остатки здравомыслия и заплёвывает собеседника штампами. Вспоминают ужасы Гейропы и Пиндосии, где на «уроках секспросвета» детей развращают лесбиянки, педерасты и прочие демоны во плоти, так что несчастные дети падают в обморок от ужаса.
Если сторонник «секспросвета» слишком настойчив в стремлении изложить свою позицию, его начинают подозревать в педофилии и запроданности Госдепу. Конструктивная дискуссия на эту тему быстро переходит в обмен оскорблениями.
Тем не менее, мы попробуем. Потому что тема, как к ней не относись, важная. Для многих — жизненно важная.
Итак, нужно ли сексуальное просвещение в российских школах?
— Да зачем нам эта западная зараза? Жили без этого, детишек рожали, и дальше проживём! Вон, в СССР, говорят, секса не было, однако народ не вымирал, не то, что сейчас!.. — скажет «консерватор».
Конечно, нравственность и духовные скрепы — наше всё. Однако я со всей уверенностью заявляю, что уроки сексуального просвещения нужны. И вовсе не потому, что несчастные сексуально безграмотные «детишки» без учебника не в состоянии сделать Это как следует, а потому рискуют что-то себе непоправимо повредить. Для успешной копуляции достаточно иметь интеллектуальный потенциал чуть выше олигофренического. Профилактика нежелательной беременности и половых инфекций — это тоже задача, решение которой доступно заурядным умам.
Проблема в другом. Современные подростки получают избыток информации о сексе. Причём этот мутный нефильтрованный поток обрушивается на их головы ещё тогда, когда они зачастую сами ещё не дозрели до осознанного интереса к этой стороне жизни. Разумеется, родители должны позаботиться о том, чтобы у их чад были бы в жизни разнообразные интересы и увлечения, помимо горячечного перелистывания страниц порносайтов. Но отключить интерес подростков к сексуальным вопросам невозможно. Потому что у каждого в жизни бывает период, когда тема половых отношений выступает на первый план.
Поэтому задача «секспросвета» — не просто рассказать подросткам «про это» (они и так знают о сексе больше, чем нужно), а воспитать адекватное, здравое отношение к этой стороне взрослой жизни.
Сексуальное влечение — часть биологической программы размножения. В естественной среде (из которой человек по настоящему вырвался жалкие несколько тысяч лет назад, да и то — некоторые племена по сей день живут «в гармонии с природой») продолжение рода — процесс трудный и опасный, требующий колоссальных затрат ресурсов. Удовольствие, которое получают партнёры при совокуплении, является эволюционным механизмом, обеспечивающим воспроизведение.
У примитивных организмов вся любовь состоит из акта оплодотворения. У более высокоразвитых существ эта программа сложнее. В неё входит процесс ухаживания, который должен выявить наилучшего партнёра (естественные стандарты красоты — это, как заметил Иван Ефремов в романе «Лезвие бритвы», запрограммированные критерии биологической целесообразности). Частью этой программы является выкармливание и воспитание потомства, забота о матери семейства, которая на поздних стадиях беременности и в первое время после родов сама не в состоянии ни прокормиться, ни обеспечить свою безопасность должным образом. Супружеская привязанность и родительская любовь — производная от естественной программы выживания и воспроизведения.
Между тем, человек разумный — существо, с биологической точки зрения, на редкость несообразное. Человеческий «детёныш» рождается, объективно говоря, недоношенным. Новорождённый шимпанзе по уровню развития примерно соответствует годовалому ребёнку. «По уму» беременность должна длиться в два раза дольше, но тогда ни одна женщина не смогла бы родить ребёнка и остаться в живых сама. Поэтому новорождённый младенец и его мать нуждаются в длительной опеке.
Кроме того, социальное взросление Homo sapiens отстаёт от биологического. Объективно человек является взрослым уже в 12-15 лет. К этому возрасту он набирается достаточно сил и усваивает необходимый набор навыков, а потому может выжить, прокормиться, произвести потомство и поднять его на ноги. Такова биологическая программа, которая работала десятки тысяч лет — и от которой цивилизация не оставила камня на камне.
Приобретение знаний, умений и навыков, необходимых для успешного существования в современном обществе, занимает гораздо больше времени, чем требовалось для того, чтобы стать полноценным членом варварского племени. В наши дни в обществах, воспринявших европейскую цивилизацию, человек считается вполне взрослым к восемнадцати годам — к возрасту, в котором наши не очень далёкие предки уже были семейными людьми и имели зачастую не по одному ребёнку.
Кстати, понятие «подростковый возраст» возникло совсем недавно. Ещё в XVIII веке в Европе 13-летняя замужняя дама и 14-летний солдат не вызывали шока. Людей того времени, скорее, привело бы в недоумение нынешнее положение дел, когда не являются редкостью «молодые» родители тридцати лет и старше. Для справки: ещё во времена Оноре де Бальзака (в историческом масштабе — недавно, а в контексте эволюции — вообще, можно сказать, полчаса назад) тридцатилетняя женщина считалась дамой не первой молодости.
Возникает противоречие: сексуальная активность «подростков», абсолютно целесообразная с биологической точки зрения, в современном цивилизованном обществе представляется преждевременной. Потому что человек в 15-18 лет (не говоря уж о 12-15-летних) не в состоянии обеспечить потомству полноценную жизнь. Если только речь не идёт об обитателях Амазонии и глубинных районов Папуа-Новой Гвинеи.
Поэтому в цивилизованных странах сексуальность «подростков», если и допускается старшим поколением, то «со вздохом» и с непременным условием, что «детки» будут предохраняться. Ведь, с другой стороны, суровое воздержание до совершеннолетия чревато развитием самых причудливых психозов, неврозов и сексуальных извращений.
…Если вы набрали полную грудь воздуха, чтобы прокричать «Спасибо, Капитан Очевидность!!!», то я отвечаю – «Пожалуйста!». То, что вы сейчас прочитали — это были тезисы по программе сексуального просвещения, какой я её представляю в российских школах. Можете пользоваться.
Добавлю, что, по моему мнению, этот курс должен быть интегрирован с курсом биологии. Его целесообразно преподавать подросткам 13-14 лет, когда начинается гормональное буйство: в более раннем возрасте — не имеет смысла, позже — поздно. Разумным будет разделять классы на мужскую и женскую половины и с каждой вести беседу отдельно.
— А где же в предложенной «программе» подробный рассказ о позе «поющая обезьяна на ветке дерева», и о том, как стимулировать клитор и правильно найти точку G? Почему ни слова не сказано о борьбе с гендерными стереотипами, с гомофобией и трансфобией? — возопит какой-нибудь не в меру «прогрессивный» гражданин.
Отвечу. Строение органов воспроизведения и механику полового акта можно объяснить так, что это не вызовет у юной аудитории ни шока, ни нездорового возбуждения. А тонкости науки любви каждая пара постигает самостоятельно. Есть вещи, которые невозможно выучить по хрестоматии.
…Да, и придётся огорчить поборников прав ЛГБТ, а заодно и порадовать защитников «традиционных ценностей». Сексуальные перверсии, которые некоторые считают признаком утончённости и высшей цивилизованности — это результат сбоя биологической программы.
Конечно, всё живое (от слизней до человека разумного) занимается сексом потому, что это приносит ни с чем не сравнимое удовольствие, а вовсе не потому, что думает о продолжении рода. Но предназначение сексуальности — воспроизведение себе подобных. А это возможно только при контакте особей мужского и женского пола репродуктивного возраста. Варианты «мальчики с мальчиками», или «девочки с девочками», или «мальчики с козлятами», или «маленькие девочки с мёртвыми дедушками» — это отклонения.
И то, что случаи гомосексуализма, зоофилии, некрофилии и т. п. имеют место в животном мире, означает только то, что нарушения случаются у представителей разных биологических видов. «Царь зверей» в этом плане вовсе не уникален. И, конечно, можно назвать отклонение «вариантом нормы», но от этого оно не станет нормой.
Извините, если кого-то задел за живое. Ну, так получилось.
Другие статьи автора:
О «собирателях русских земель»
Слышите треск кремлёвской стены?
Перспективы национально-революционного движения в России
Приговор Удальцову: итоги и уроки