Чем ближе заветный день 4 марта, тем чаще основной соискатель, он же «национальный лидер», он же действующий председатель правительства РФ, будет «выходить в народ», обещать выполнить в полном объёме наказы граждан и встречаться с представителями электорально значимых для него «референтных групп». Так, в минувший четверг Владимир Владимирович пообщался с футбольными болельщиками. Разговор об этом виде спорта, равно как и предстоящем чемпионате мира, в данном тексте я оставлю за скобками, а вот пару весьма примечательных заявлений г-на Путина, сделанных на этом мероприятии, прокомментировать, пожалуй, стоит.
Для начала премьер-министр сообщил собравшимся в Петербурге любителям крайне популярного игрового вида спорта, что не относится к числу поклонников единого государственного экзамена (ЕГЭ): «Я тоже не являюсь абсолютным фанатом ЕГЭ». Так кандидат на пост президента РФ оперативно отреагировал на критику системы образования, сложившейся благодаря усилиям исполнительной власти, этим кандидатом возглавляемой, и партии «Единая Россия», этого кандидата выдвинувшей. После резкой критики практического применения ЕГЭ со стороны болельщиков премьеру волей-неволей пришлось сделать процитированное выше заявление, сопровождавшееся аккуратным предложением неприятное обсуждение свернуть: «Это не место для дискуссий сейчас на эту тему, мы можем собраться вечерком поговорить». В присутствии президентов ФИФА и УЕФА, равно как и многочисленных журналистов, говорить о промахах своих подчинённых по правительству, в частности, министра образования и науки г-на Фурсенко, Владимир Путин не пожелал.
Затем речь пошла о вопросе, не менее важном для значительной части наших соотечественников. Представитель болельщиков казанского «Рубина» посетовал, что из-за отмены перехода на зимнее время трансляции матчей российских клубов из Европы приходится смотреть глубоко за полночь. «Я не являюсь автором этого решения», — ответил Путин. «Мне вставать всегда тяжело», — добавил он, отвечая на вопрос болельщика, не тяжело ли главе федерального правительства вставать по утрам. Справедливости ради отмечу, что не только ему. Значительная часть граждан нашей страны, включая и автора этих строк, принадлежит к числу «сов», готовых поработать допоздна, лишь бы с утра пораньше их никто не беспокоил.
23 октября 1991 года депутатами Верховного Совета РСФСР было принято постановление «Об упорядочении исчисления времени на территории РСФСР», которое определяло порядок введения сезонного времени. Постоянный переход в конце марта и в конце октября на зимнее/летнее время отчасти компенсировал трудности, возникавшие в жизни «сов», и действовал до тех пор, пока видному специалисту в сферах «модернизации и энергоэффективности», а по совместительству президенту РФ Дмитрию Медведеву, не пришла в голову ценная мысль — зимнее время отменить. В ночь на 27 марта прошлого года в последний раз стрелки часов были переведены на час вперёд, и страна перешла на летнее время, введённое в 1981 году ещё в СССР. Уж если г-н Медведев возжелал войти в историю страны как «великий реформатор» и не нашёл ничего лучшего, как проэкспериментировать со стрелками часов, то логичнее было бы для такой северной страны, как наша, остановиться на зимнем времени, как это и советовали специалисты. Но увы… Тем не менее, ныне есть шанс, что после президентских выборов, как минимум, в данном вопросе здравый смысл наконец-то возобладает.
Впрочем, проблемы разного отношения к тому, какое время должно быть рабочим, вызывают разногласия среди высшего руководства нашей страны не впервые. Как известно, председатель Совета Министров СССР и ведущий секретарь ЦК ВКП (б) товарищ Сталин работал по ночам. В это же время любил собирать на совещания ближайших соратников, мог позвонить любому партийному или государственному функционеру, дать ему оперативное поручение или попросить представить справку по тому или иному вопросу, вызвавшему интерес Иосифа Виссарионовича. Соответственно, члены и кандидаты в члены политбюро и ЦК, министры и их заместители, руководители республик, краёв и областей и весь подчинённый им аппарат находились на рабочих местах до четырёх-пяти часов утра, пока вождь не ложился спать. Отсюда – склонность к заболеваниям в среде профессиональных аппаратчиков: переутомление, неврозы, язва.
Сложившееся положение всерьёз обеспокоило ближайшего сталинского соратника, секретаря ЦК ВКП(б) Андрея Жданова. В апреле 1947 года он подготовил проект постановления о режиме труда и отдыха руководящих работников, в котором, в частности, говорилось: «Анализ данных о состоянии здоровья руководящих кадров партии и правительства показал, что у ряда лиц, даже сравнительно молодого возраста, обнаружены серьёзные заболевания сердца, кровеносных сосудов и нервной системы со значительным снижением трудоспособности. Одной из причин указанных заболеваний является напряжённая работа не только днём, но и ночью, а нередко даже и в праздничные дни» («Политбюро ЦК ВКП(б) и Совет Министров СССР. 1945 – 1953 гг.», сост. О. В. Хлевнюк и др., М., 2002, стр. 399). Товарищ Жданов предложил упорядочить рабочий график высших органов власти: рабочий день начинать в 13.00, завершать не позднее полуночи и предусмотреть при этом двухчасовой перерыв для обеда и дневного отдыха. В субботу и предпраздничные дни проект Жданова предусматривал сокращённый рабочий день до 20.00.
Проект этот так и не был принят. В декабре 1948 года, уже после смерти Жданова, комиссия в составе членов политбюро ЦК ВКП(б) и президиума Совета Министров СССР Георгия Маленкова, Лаврентия Берия и Анастаса Микояна составила ещё одно предложение на заданную тему. В их проекте опять-таки отмечалось, что практика работы «по преимуществу во второй половине дня и в ночное время» не является нормальной. В качестве мер реагирования предлагалось установить новый рабочий график в центральных партийных, советских, хозяйственных органах и общественных организациях: с 10.30 до 19.00 с перерывом на обед с 15.30 до 17.00 и завершением работы в субботние и предпраздничные дни в 17.00 без обеденного перерыва. Этот проект, как противоречащий образу жизни Сталина, также одобрения у него не снискал. И лишь 29 августа 1953 года Совет Министров СССР установил своим постановлением новый режим работы в государственном аппарате: с 9.00 до 18.00 с часовым перерывом на обед. С ночными вахтами в государственных учреждениях было покончено. Этот временной график, за который современному чиновничеству стоит поблагодарить Георгия Максимилиановича Маленкова, существует и поныне.
Будем надеяться, что вопрос об отмене вредного для здоровья граждан медведевского нововведения решится существенно быстрее, чем в описанной выше ситуации. Показательно здесь, однако, то, что и шестьдесят пять лет спустя мнение первого лица по-прежнему перевешивает резоны врачей и несогласие ближайших сотрудников. Хотя вся эта история помимо сравнительно-исторического, сугубо познавательного, имеет и вполне прикладной политологический аспект. «Для Владимира Путина естественно критиковать идеи своего предшественника, поскольку далеко не все они оказались удачными, — прокомментировал заявления, сделанные премьером в ходе встречи с футбольными болельщиками эксперт Института национальной стратегии Павел Святенков. — Владимир Путин возвращается на пост президента, и ему важно продемонстрировать, что в ходе его президентства будут позитивные изменения по сравнению с той ситуацией, которая возникла в период управления его предшественника. Сейчас многие говорят, что реформа времени, проведённая Дмитрием Медведевым, была не вполне удачной. И, в общем, вернуть всё обратно — это, с одной стороны, продемонстрировать, что власть прислушивается к желаниям общества. А с другой стороны, в общем-то, это значит, что по сути ничего менять не надо, поскольку это реформа носила достаточно формальный характер».
Как, скажем откровенно, и почти все иные начинания уходящего президента РФ, наподобие переименования милиции в полицию. Впрочем, имитация деятельности тем и отличается от нормальной деятельности, что она иллюзорна и, стало быть, недолговечна. Хотя и оставляет память о себе в юморесках и анекдотах. За что стоит сказать Дмитрию Анатольевичу отдельное спасибо. Ибо над юморесками и анекдотами люди смеются, а смех, как известно, продлевает жизнь.
Целиком и полностью разделяю позицию автора в отношении принятого Д.Медведевым постановления о «летнем времени».
Ни один человек из моего окружения не высказался положительно по этому поводу.
Возможно, придёт к власти «добрый» Путин и отменит злосчастное постановление…. Хотя представляется невозможным, чтобы этот вопрос не обсуждался и на правительстве, в том числе,да и в личном общении тоже.