За двадцать с лишком лет активного участия в отечественной общественно-политической жизни я, признаюсь откровенно, капитально отвык от того, чтобы удивляться тем или иным её проявлениям. Будь то резкие перемены идейных воззрений, будь то переходы из одной политической партии в другую, сопровождающиеся сменой взглядов перебежчика на прямо противоположные, будь то разного рода эпатирующие публику заявления… Но недавние откровения гражданина Чаплина потрясли даже такого видавшего виды специалиста, как ваш покорный слуга.
Скажу сразу, что Всеволод Чаплин – не просто обычный гражданин Российской Федерации, но и руководитель отдела Русской православной церкви Московского патриархата (РПЦ МП) по взаимоотношениям церкви и общества. Как видим, целый протоиерей, который, по идее, не подумав, «в простоте душевной», слова не вымолвит, а только по делу говорит и по зрелому размышлению, ибо такова должность – одна из ключевых в аппарате церковной номенклатуры. И вот гражданин протоиерей, выступая 30 марта на пресс-конференции в центральном офисе информационного агентства «Интерфакс», предложил подвергнуть экспертизе работы идеологов большевизма с целью выяснить, не являются ли эти труды экстремистскими. Дословно мысль гражданина Чаплина прозвучала так: «Сегодня нужно всерьёз обсудить вопрос, являются ли экстремистскими материалами работы Ленина, Троцкого и других лидеров большевиков. Как сегодня нужно относиться к их воспроизводству и к тем, кто сегодня продолжает использовать самые радикальные элементы этих текстов для конструирования политической практики и пропаганды». По мнению этого видного специалиста в вопросах русской истории, «трудам основоположников большевизма нужно дать не только юридическую оценку, но и нравственную, и политическую, поскольку они оправдывают массовые репрессии против невинных людей… Труды основоположников большевизма содержат в себе оправдание массовых репрессий, а иногда прямые призывы к «красному террору»». Оказывается, большевики-ленинцы, в глазах отца Всеволода, — ни много, ни мало, как прямые предшественники девушек из панк-группы «Pussy Riot»: «Люди, способные на кощунство, способны и на разрушение храма… Большевики не только рушили храмы, но и издевались над ними, устраивали всяческие пляски и прочие кощунства. Кощунство и разрушение храмов в истории шли рука об руку».
Для гражданина Чаплина, похоже, борьба с большевизмом становится не просто делом сугубо профессиональным, а насущной потребностью души. Особенно во дни Великого поста, когда, по всем православным канонам, стоит думать исключительно о высоком, об изгнании бесовщины и очищении души и тела от греховных побуждений и соблазнов, включая соблазн мести и грех нетерпимости к оппонентам. 21 марта на встрече со студентами факультета телевидения МГУ он и вовсе призвал к действиям, которые, по любой трактовке действующей статьи 282 УК РФ, иначе как прямыми призывами к насилию и убийствам – то есть к самой, что ни на есть, экстремистской деятельности – и не назовёшь: «Я на самом деле считаю, что наши верующие в 1920-е годы, когда Ленин инициировал репрессии против них, должны были отвечать иначе, чем они отвечали. Они должны были отвечать всей силой оружия и силой народного сопротивления против большевиков. Нравственное дело, достойное поведения христианина, – уничтожить как можно больше большевиков, чтобы отстоять вещи, которые для христианина являются святыми, и свергнуть большевистскую власть…».
Для чего всё это потребовалось отцу Всеволоду именно в настоящие дни – примерно понятно. На фоне беспримерной для современной России общественной критики негуманного поведения иерархов РПЦ МП по отношению к несчастным девушкам – участницам панк-группы «Pussy Riot», на фоне вышедшего «в топ» блогосферы и отечественного Интернета в целом скандала вокруг квартирной тяжбы гражданина Владимира Михайловича Гундяева, более известного как предстоятель (то есть руководитель) РПЦ МП патриарх Московский и Всея Руси Кирилл, срочно необходимо перевести обсуждение деятельности церковных функционеров в совсем иную плоскость, переключить внимание общества на дела давно минувших дней и попутно выдать всё происходящее вокруг РПЦ МП и её главы за «большевистский заговор наследников Ленина». Не стоит сбрасывать со счетов и попытки зондажа общественного мнения на предмет того, не изменилась ли отрицательная позиция граждан относительно более чем годичной давности планов по «дебольшевизации страны», тогда позорно провалившихся.
Разумеется, под «моральными» оценками верный слуга власть и деньги имущих скрывает вполне «законное», с их точки зрения, желание осудить теорию и практику социальной революции как таковой. Протоиерей Чаплин выражает своими филиппиками страх власть и деньги имущих перед повторением в нашей стране, разумеется, в новых формах, соответствующих новым обстоятельствам, грозных событий 1917 года, и стремление подвести политико-правовую основу под вожделенный запрет всех организаций, могущих сыграть при подготовке новой революции ту или иную роль: «Да, в некоторых случаях речь идёт о текстах, которые стали достоянием истории, но в то же время есть политические группы, которые до сих пор связывают свою политику с этими лидерами… Притом что их теория и практика, очевидно, связаны с преступлениями. Будущее этих групп, на мой взгляд, зависит от того, готовы ли они отказаться от экстремистских и террористических элементов в теории или практике Ленина, Троцкого, Сталина и прочих, а также от того, готовы ли они осудить преступления этих лиц… здесь имеет место неприкрытая пропаганда уничтожения, и пока общество не даст ей оценку, а все политические группы, включая левые, не осудят такие действия, мы не сможем нормально строить будущее страны». Забывая, что совершенно для него логично, дополнить, что будущее страны, в этом случае, будет примерно таким же, как и настоящее. То есть — туземный капитализм с надстройкой в форме президентского самодержавия на периферии глобального рынка, где тон задают ведущие империалистические державы, к числу коих нынешняя РФ явно не относится.
Первая реакция наших соотечественников на откровения протоиерея показала, как отмечает газета «Взгляд», что «призыв представителя Московского патриархата Всеволода Чаплина проверить на экстремизм труды Ленина и Троцкого не встретил широкой поддержки в обществе. Даже антикоммунистически настроенные правозащитники и деятели православия напомнили, что подобная цензура абсурдна». Так, православный публицист протодиакон Андрей Кураев напомнил в этой связи старое изречение о том, что, живя в стеклянном доме, нельзя бросаться камнями: «Если мы признаём, что историческую и классическую литературу прошлых эпох подвергать цензуре, исходя из современных представлений о том, что вредно и полезно, то в этом случае мы можем дождаться и того, что иски посыплются на нас. Есть люди, которые готовы судить Библию за то, что кажется им экстремистским на библейских страницах». В интервью газете «Взгляд» протодиакон Кураев заметил, что книгам надо разрешить жить своей жизнью: «Какие они были, в таком виде их и переиздавать, если в обществе есть спрос на эти страницы нашей истории. При этом, естественно, с этими книгами и их адептами можно вести полемику».
Глава правозащитного общества «Мемориал» Арсений Рогинский назвал предложение Чаплина «негодным и нелепым». По его словам, если по российскому закону «Об экстремизме» проверить священные книги, то не все они безболезненно пройдут экспертизу: «Там и камнями людей бьют». Член президиума и секретарь ЦК КПРФ, депутат Государственной Думы Сергей Обухов назвал заявление Чаплина «неуклюжим и недалёким пиар-ходом», предложив проверить на экстремизм русскую классическую литературу. Например, проанализировать политические тексты «иерархов Смутного времени или рассмотреть на предмет экстремизма политические произведения известных литераторов». На политолога Бориса Межуева заявления Чаплина произвели «комическое впечатление». «Классические экстремистские труды писал маркиз де Сад. Тем не менее, сложно себе представить, что можно запретить маркиза де Сада», – сказал Межуев газете «Взгляд». Межуев уверен, что, если Церковь продолжит «комически выступать, мы будем видеть дальнейшее ослабление влияния Церкви в обществе, на верующих». Комментируя слова оппонентов Чаплина о том, что даже в Ветхом завете при желании можно найти признаки экстремизма, Межуев ответил, что экстремизмом можно назвать всё, настолько это размытое понятие: «Я вообще даже не знаю, что – не экстремизм. Только детские книжки. Я даже не знаю ни одного великого мыслителя прошлого и настоящего, который не является экстремистом. Ницше – экстремист. Джон Стюарт Милль? Почитайте, что он про колонии писал… Даже у Канта, я думаю, тоже можно что-нибудь экстремистское найти. Все призывали к какой-то розни. Аристотель призывал к рабству. Вся мировая культура – это мировой экстремизм».
Из мировой истории нам известно, как церковники и тесно связанная с ними государственная власть – и не только в России! – жестоко расправлялись со всеми, кто, подобно большевикам, отваживался оспаривать «догматы веры» и бросать вызов существующему несправедливому порядку вещей. Как написал в своё время выдающийся французский философ Жюльен Офре де Ламетри, эшафоты и костры могут вселить в людей страх, но убедить их в правоте защищаемых таким образом идей – никогда: «Оружием фанатизма можно уничтожить тех, кто отстаивает эти истины, но никогда не уничтожить самые эти истины». Не имея под рукой палачей инквизиции и существовавших в царской России законов о «богохульстве», гражданин Чаплин для достижения идейно-политических целей РПЦ МП вынужден маневрировать и передёргивать. Но, судя по всему, без толку…