Владимир СОЛОВЕЙЧИК: Февральские откровения Капитана Очевидность

Как известно, действующего президента Российской Федерации интересует в этой жизни многое. Общение с гражданами в Интернете и переименование милиции в полицию,  проблемы социальных домов для ветеранов и установка икон на башнях Московского Кремля в качестве средства защиты от нынешних и будущих напастей… Вот лишь малая толика повседневных забот выдающегося государственного мужа. В нынешнем же феврале Дмитрия Анатольевича всерьез взволновала проблема безработицы.

Положение и впрямь тревожно: только по данным Министерства здравоохранения и социального развития РФ, на начало февраля в России было официально зарегистрировано 1 миллион 607 тысяч 153 безработных. Подчеркнём особо, что это только официальные данные, а значит, можно смело предположить, что на самом деле — существенно больше. Ведь далеко не всякий соберёт нужные бумажки и сумеет в короткие сроки представить их в государственные органы. Многие просто не видят пользы от многочасового стояния в очередях в центрах занятости и, понимая, что ни направления на краткосрочные курсы, ни мизерные пособия выжить не дадут, ищут работу самостоятельно. По разным оценкам, речь может идти о пяти миллионах граждан, не имеющих постоянного источника дохода.

Подошёл к делу гарант Конституции серьёзно и основательно. Провел совещание на данную тему, а по его итогам встретился с сотрудниками службы занятости. При этом на важные — концептуального характера и с глубокими обобщениями – заявления не поскупился. Показал подчиненным, что полностью в теме и даже что-то успел перед этим прочитать из подготовленного советниками и сотрудниками аппарата. Вспомнил кое-что из времен своей студенческой юности.

«По поводу профориентации у нас всё довольно плохо обстоит, о чём я неоднократно уже говорил. Нашим вузам пора прекращать делать бесконечных юристов и экономистов, у нас их много, слишком много… Когда я начинал свою карьеру, юристов с руками отрывали, что мне в определенный период помогло, конечно. Но сейчас рынок труда насыщен… Что делают учебные заведения: создаются платные места, организуются по этой же номенклатуре специальности, и на них идёт точно такой же конкурс, потому что профессия престижная, а что делать дальше, очень многим людям наплевать, и родителям всё равно: хорошее образование получил, а дальше – посмотрим… От того, как будет устроена профориентация, очень многое зависит на будущее».

В общем, всё верно. Другое дело, что, как говорят мои молодые, компьютерно грамотные и подкованные постоянным пребыванием в социальных сетях, товарищи, всё это — «Капитан Очевидность». В том смысле, что ничего конкретного для выхода из сложной ситуации не предлагается. Кроме идеи бросить клич о том, что стране нужны инженеры и техники, специалисты в области точных наук, а также развитый малый бизнес, который, заметим, от себя придушен «дружественными объятиями» муниципальных чиновников и всевозможных государственных контролёров. А ещё Медведев призвал не забывать о проблемах моногородов. Думаю, после путинского визита в Пикалёво об этом никто из высокопоставленных правительственных чиновников и так ни на минуту не забывает. Ведь согласно авторитетному мнению отца психоанализа, хорошие сны из памяти выветриваются, кошмарные – никогда… А перекрытия федеральных трасс и массовые акции протеста давно играют роль «кошмарного сна» в бытии и сознании российских властей и примкнувших к ним депутатов от «Единой России».

Посёлок Юбилейный в Пермском крае некогда был большим шахтёрским поселением

Вне всякого сомнения, президентские заветы о том, что пора переходить «от антикризисных мер к долгосрочным и системным действиям», вызовут очередной прилив бумаготворчества в центре и на местах. Однако четких ответов ни один вопрос, связанный с действительно угрожающей ситуацией на рынке труда, дано не было. В условиях, когда число трудоспособных граждан РФ по естественным причинам год от года сокращается, необходимо внятное прогнозирование. Тут не обойтись без учета запросов частного сектора экономики, анализа стратегических интересов государства и тех отраслей и корпораций, которые находятся под его непосредственным управлением или контролем, и увязки именно с этим реформирования высшего и профессионального образования и регулирования трудовой миграции. Большинство развитых капиталистических стран, являющихся, как говорят наши власть и деньги имущие, образцами для подражания, давно и небезуспешно сотрудничают с бизнесом на условиях государственно-частного партнёрства. Негосударственные коммерческие структуры реализуют масштабные инвестиционные проекты, а государство посредством бюджетных вливаний создаёт для их успешного осуществления объекты транспортной и социальной инфраструктуры. В России, где пространства играют существеннейшую роль, а новые индустриальные центры могут и должны возникать в местах, удаленных от крупных поселений — а как, к примеру, иначе освоить природные богатства Сибири и Дальнего Востока? – подобный опыт был бы крайне важен. Но, увы… ни один из вариантов прихода в наши регионы «стратегических инвесторов» подобного подхода пока не продемонстрировал. Промолчал об этом на февральском совещании и глава государства.

Дмитрий Медведев часто говорит правильные вещи, но ничего конкретного не предлагает

Судя по обнародованным отчётам, вне поля зрения г-на Медведева осталась и давно назревшая необходимость создания новой общероссийской системы квалификаций, признания и оценки результатов профессионального образования и обучения. Эксперты, занимающиеся проблемами отечественной сферы занятости, представители объединений работодателей уже который год говорят о целесообразности совершенствования национального классификатора профессий (занятий), модернизации единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих и единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих. Воз, однако, и ныне там, ибо необходимо политическое решение со стороны федеральных властей, которого как не было, так и нет.

Ни слова не сказал г-н Медведев и о ситуации с нехваткой квалифицированных специалистов в тех отраслях, где она наиболее тормозит дальнейшее развитие народного хозяйства страны: в сельском хозяйстве, машиностроении, химической промышленности. Очевидно, что эти отрасли не столь рентабельны, как, к примеру, добывающие сырье. Соответственно, и уровень зарплат там существенно ниже, а работают, по преимуществу, люди предпенсионного возраста или пенсионеры. В годы либерально-рыночных реформ эти отрасли пережили резкий спад производства, поэтому молодежь не хотела получать специальности, связанные с серьезным риском для дальнейшего трудоустройства и карьеры. Понятно, что профессиональному юристу, бухгалтеру или финансовому аналитику найти себе новое место работы проще, чем, скажем, инженеру по переработке пластмасс. Государство же от регулирования ситуации на рынке труда, в том числе путём выборочного и сугубо адресного привлечения действительно нужных экономике страны квалифицированных работников, в первую очередь, из числа россиян, оставшихся после развала СССР за пределами своей исторической родины, уклонилось вчистую. Да и сейчас никаких конкретных мер, стимулирующих привлечение кадровых ресурсов в отстающие по уровню зарплат отрасли, не предлагается. Хотя они могли бы – пусть не сразу и не в полной мере — изменить ситуацию к лучшему, например, обеспечив дефицитных специалистов социальным жильем или ипотекой на крайне льготных условиях, как это делается ныне в братской Белоруссии.

На начало февраля 2011 года в России было официально зарегистрировано 1 миллион 607 тысяч 153 безработных

Прошедшая дискуссия о путях борьбы с безработицей показала одно: у действующего президента много красивых и правильных слов, но почти нет предметных предложений и рецептов. Что не ново. Ещё в бытность свою первым заместителем председателя правительства РФ г-н Медведев курировал реализацию т.н. «национальных проектов». Шуму было немерено, денег бюджетных вложено немало. Прошли годы, и каковы итоги их реализации? Впрочем, история провалившихся «национальных проектов» наглядно показала одну нехитрую истину:  производственные отношения, социальная структура и общественная жизнь в условиях нашей страны ныне таковы, что внедрение передовой зарубежной техники, в каких масштабах бы оно ни проводилось, окажется бесплодным, поскольку  в современной буржуазной России отсутствует способность к расширенному воспроизводству. Не принесёт пользы и свежая говорильня  про борьбу с безработицей, оставшись всего лишь ещё одной прекрасной иллюстрацией на тему «противоречий между словом и делом».

1 комментарий

Добавить комментарий