Трудные времена, когда бы они ни наступали, всегда способствуют тому, что у человека высвобождаются самые тёмные инстинкты и самые первобытные страхи. Это не хорошо и не плохо — это естественно. И эпидемии здесь — пример самый показательный. Причём и в самом деле самый. В этом смысле за века ничего не изменилось, и реакция человеческого сообщества на коронавирус в основе своей ничем не отличается от реакции его же на Чёрную Смерть семь веков назад.
Страх порождает многое. И помимо страха в такие времена расцветает также очень многое: мистика, экзотические учения и то, что можно было бы назвать конспирологией. К примеру, сейчас. Что мы слышим всё чаще? Мнение о том, что коронавирус был либо запущен специально, либо и вовсе разработан искусственно где-то в тайных лабораториях. Местонахождение и принадлежность лабораторий варьируется в зависимости от того, с чьей стороны звучит данное мнение. Я, если честно, не обратил внимания, обвиняли ли в этом уже Россию, но вот США обвиняли точно. Причём в Иране едва ли ни на официальном уровне. И я могу совершенно однозначно говорить, что подобные разговоры теперь станут стабильной частью дискурса на весьма значительное время. Вне зависимости от того, какова доля истины в них.
Но я задам вопрос: какова же она на самом деле? Есть ли вероятность, что подобное мнение близко к правде? Понимаю, вопрос скользкий и большинство тех, кто рассуждает на эту тему сейчас — откровенные шизики. Уж простите, но иного слова я не подобрал. И тем не менее, вопрос оный показался мне небезынтересным. Скажу сразу: я понятия не имею, так это или нет. И строить предположений тоже не стану. Но я предлагаю обсудить кое-что другое. Давайте предположим, что нечто подобное возможно. Неважно, как. Возможно сферически в вакууме. И вот здесь возникает вопрос, который интересней, чем может показаться: кому может быть выгодна глобальная пандемия? А главное: почему. Какие вопросы может решить коронавирус? Об этом и поговорим.
Ну, прежде всего, здесь очевидная политическая выгода. Состоящая в том, что приход глобальной пандемии (истинных масштабов которой мы себе пока даже не представляем) — это просто шикарный повод для ужесточения политического же режима. Тут дело вот в чём, друзья мои. Капитализм умирает (обсуждать и спорить на эту тему я даже близко не собираюсь), а значит такая очень милая, но очень искусственная вещь, как либеральная демократия, становится всё более обременительной. И коронавирус, чисто теоретически, может стать замечательной причиной для тотального закручивания гаек: отъёма политических свобод, усиления эксплуатации, установки тотального (и тоталитарного) контроля над обществом и так далее.
Капитализм умирает (обсуждать и спорить на эту тему я даже близко не собираюсь), а значит такая очень милая, но очень искусственная вещь, как либеральная демократия, становится всё более обременительной. И коронавирус, чисто теоретически, может стать замечательной причиной для тотального закручивания гаек.
Я понимаю, многим в вероятность такого до сих пор трудно поверить, но нечто подобное уже вовсю происходит, к примеру, в Турции. Разумеется, страна она и раньше была не шибко демократической. Но это «не шибко» ещё не отменяет того факта, что демократия, какая-никакая, в ней всё же имелась. А сейчас её форсированно сворачивают. И начнут делать это ещё активнее после того, как эпидемия окончательно сорвёт заслонки.
Ну, а теперь ответьте: вам кто, вообще, сказал, что подобное возможно только в Турции? Вы в этом уверены? Тогда вопрос: а если через месяц придётся закрывать города или даже целые районы при помощи армии, вводить жёсткую систему снабжения и распределения, принимать драконовские меры и под это дело отменять права, которые вы считаете данностью — что тогда? Смею напомнить, что нет ничего более постоянного, чем временное, дорогие сограждане. Да и некие передвижения военной техники возле ряда крупных городов как раз сегодня замелькали, скажем, в инстаграме. И не только в нашем скрепном Отечестве. Далеко не только в нём.
Но это, на самом деле, детали. Частности, вы удивитесь. Есть нечто более глубинное и сущностное: тот самый умирающий капитализм. Буквально недавно я уже писал на эту тему и говорил, что цена его сохранения непомерно высока. Что ради его перезапуска были развязаны обе мировые войны. И что для очередной его реинкарнации понадобится третья. А сейчас, глядя на развитие ситуации вокруг глобального мора, я задаюсь вопросом: а возможно ли то же самое без войны? Но не в хорошем смысле: с теми же результатами, но без применения оружия. Ну, давайте повнимательнее посмотрим на то, что происходит сейчас и что, скорее всего, будет происходить в ближайшее время.
Ради перезапуска капитализма были развязаны обе мировые войны. И что для очередной его реинкарнации понадобится третья. А сейчас, глядя на развитие ситуации вокруг глобального мора, я задаюсь вопросом: а возможно ли то же самое без войны?
С одной стороны — нарастающий экономический коллапс ведёт к подешевению активов. Причём не каких-то корпораций (пусть даже и глобальных), а целых государств. И речь не только о таких новообразованиях, как Украина. Речь вскоре может пойти и о куда более серьёзных странах. Но с другой стороны, знаете, ведь деньги никогда никуда не исчезают. Они просто меняют владельца. И скупка дешевеющих активов уже даже началась. Пока тихо. Но это пока. Кроме того, скоро начнутся массовые банкротства предприятий и обнуления систем соцобеспечения. А к чему это приведёт с точки зрения капиталистической экономики? Правильно: фактически она, что называется, «сбросит балласт». И политическое закручивание гаек именно здесь окажется очень кстати. Потому что иначе «балласт» обязательно выйдет на улицы и приводить его к повиновению демократическими методами уже не получится. А тут поди ж ты — коронавирус.
Вот и получается, что на выходе из всего этого мы можем получить: передел глобального рынка и фактическое поедание одних стран другими, сброс капитализмом «социальной нагрузки» и политическое ужесточение общества. Всё это без всякой войны. Но, вероятно, с теми же жертвами и последствиями. Как результат: возможная попытка перезапуска капитализма. Кратковременная, но весьма жестокая.
Такие вот мысли вслух.
Но всё же, был ли коронавирус разработан искусственно? Не знаю. И, честно говоря, я в это не верю. Но если бы коронавируса не было — то его надо было бы придумать. Людей он, конечно, убивает. Но для тех, кто желает сохранения капитализма любой ценой, это может быть очень полезный вирус.
А почему бы и нет, собственно говоря?
(с) Павел Кухмиров