Виктор ХЕЙФЕЦ: «По уровню ВВП Мехико находится на седьмом месте среди городов мира»

Руслан КОСТЮК

Доктор исторических наук, профессор факультета международных отношений СПбГУ Виктор Лазаревич ХЕЙФЕЦ, специалист по истории латиноамериканского коммунистического движения

Сегодня, 30 декабря 2012 года, мы открываем новый проект-рубрику под условным названием «Города красные – города розовые». В рамках данной рубрики будут публиковаться материалы (аналитические статьи, интервью, обзоры и т. д.), посвящённые крупным городам, находящимся под управлением левых сил. В сегодняшней России днём с огнём не найти крупных центров, где местная власть принадлежала бы левым, тогда как в мире, буквально на всех континентах таких городов весьма много. Исторически социалистическое движение была наиболее сильно именно в крупных промышленных центрах, и эта тенденция и сегодня, в начале XXI века, сохраняет свою актуальность во многих странах мира.

А начинаем мы этот «городской проект» с одной из самых массовых в Америке, да и во всём мире агломераций – столицы Мексики Мехико. В знакомстве с социально-политическими реалиями многомиллионного центра нам поможет доктор исторических наук, профессор факультета международных отношений СПбГУ Виктор Лазаревич ХЕЙФЕЦ, специалист по истории латиноамериканского коммунистического движения, прекрасно разбирающийся в вопросах современной мексиканской действительности.

Мехико входит в десятку самых многочисленных городов планеты. Виктор, с какими наиболее тяжёлыми проблемами в социальной и экономической областях сталкиваются жители мегаполиса?

Тут, прежде всего, необходимо отметить, что Мехико (или Федеральный округ) ни в коей мере не может быть охарактеризован как простое средоточие проблем. По уровню ВВП Мехико находится на седьмом месте среди городов мира. Если бы вдруг он превратился в страну, то оказался бы на 26-м месте по размерам национального богатства. Столица обеспечивает 34% ВВП Мексики. Мехико давно уже стал одним из важнейших финансовых и культурных центров Западного полушария.

В то же время проблем, безусловно, хватает. Город перенаселён. Только обитателей собственно столицы – 8,8 млн человек, а вместе с городскими пригородами почти 28 млн – это третья в мире и первая в Западном полушарии агломерация, самый населённый испаноязычный центр мира. Несмотря на более высокий средний доход, в Мехико есть огромное число небогатых и просто бедных людей, что является одним из факторов неблагоприятной криминогенной ситуации, причём преступники отличаются готовностью к немотивированной жестокости.

Мехико (или Федеральный округ) ни в коей мере не может быть охарактеризован как простое средоточие проблем. По уровню ВВП Мехико находится на седьмом месте среди городов мира

На протяжении почти всей декады 1980-х годов Мехико находился на грани экологической катастрофы. Рост промышленной активности привёл к существенному загрязнению атмосферы. Количество смога таково, что знаменитый символ столицы – вулкан Попокатепетль можно увидеть лишь несколько дней в году – в остальное время небосклон затянут серой дымкой. В Мехико не хватает воды, собственных гидроисточников недостаточно. В целом ряде районов столицы водоснабжение осуществляется с перебоями (особенно в самом населённом районе – Ицтапалапа, а также в Венустиано Карранса). В то же время отсутствует нормальная система дренажа, в том числе в районе международного аэропорта, во время дождей часть города уходит под воду. Во многих местах нет нормального дорожного покрытия, город регулярно стоит в страшных многочасовых автомобильных пробках. Как и по всей стране, в Мехико довольно скверно функционирует система электроснабжения, часто отключают свет, а кое-где уличного освещения вовсе нет.

— Левые уже довольно долгое время возглавляют столичный федеральный округ, имеют в Мехико солидную политическую базу. Очевидно, это в значительной мере связано с поддержкой населения того, как управляется федеральный округ. В чём же суть этой «левой политики» столичных властей?

Можно отметить серьёзное внимание к повышению образовательного уровня населения. Власти Мехико прилагают немало усилий к регулярной аттестации преподавателей, что позволяет «отсеивать» некачественных учителей и обеспечивать большую грамотность жителей столицы. Совершенно явное внимание уделяется социальным программам, направленным на сокращение числа бедных – городские власти финансируют программу выплаты пенсий для ряда категорий жителей. Эти программы несовершенны (так, многие выплаты начинаются с 70 лет, не все доживают до этого возраста). Заметны масштабные мероприятия по организации вывоза мусора (в соседних штатах, управляемых иными партиями, таких успехов пока не видно).

Мехико давно уже стал средоточием кампаний социальных и политических протестов федерального масштаба. При этом городская полиция традиционно занимает более сдержанную позицию в отношении манифестантов, оставляя больше пространства для политического плюрализма, нежели чем федеральные власти и власти многих регионов. В то же время ряд проектов городских властей встречают неоднозначную реакцию жителей – не все довольны мегапроектами по строительству «вторых этажей» автодорог, полагая это бездумным расходованием средств. Неслучайно нынешний глава Федерального округа заявил о намерении отказаться от такого способа борьбы с пробками и уделить больше внимания обычному планированию движения автотранспорта.

Мехико есть огромное число небогатых и просто бедных людей, что является одним из факторов неблагоприятной криминогенной ситуации, причём преступники отличаются готовностью к немотивированной жестокости

— Очевидно, что для такого крупного города, как Мехико весьма значимо стоит проблема загрязнения окружающей среды. Как пытаются городские власти бороться с этим?

Среди мероприятий, осуществлённых столичными властями, стало создание системы измерения качества воздуха (т.н. IMECA). На базе получаемых результатов проводится комплекс мер по сокращению выбросов промышленных предприятий в атмосферу. Власти ввели в действие программу «Сегодня не ездит», предусматривающую отказ от использования автомобиля раз в неделю (это правило не распространяется на спецтранспорт и на машины последних лет выпуска, которые меньше загрязняют атмосферу выхлопами). В те недели, когда мониторинг атмосферы показывает особенно сильное загрязнение, таких дней в неделю становится два. Постоянное увеличение размеров метрополитена (сегодня он уже протянулся в соседний штат Мексика) нацелено не только на облегчение дороги жителям соседнего региона, работающим в столице, но и на то, чтобы разгрузить дороги от автомобильного транспорта.

— Прежние руководители Мехико от левых – Куаутемок Карденас, Лопес Обрадор считаются весьма харизматичными личностями, сильными политиками федерального масштаба. Что в этой связи можно сказать о нынешнем главе федерального округа?

Вы правы. И Карденас, и Лопес Обрадор, конечно же, политики харизматичные. Но уже сменивший Лопеса Обрадора Марсело Эбрард был куда менее харизматичен, зато сумел сохранить неплохой рейтинг к концу пребывания на посту главы правительства Мехико. Пока я бы не стал говорить о Мигеле Анхеле Мансере, возглавившем Федеральный округ, как о состоявшемся харизматичном политике. У него, безусловно, есть потенциал для политического будущего. Мансера получил на выборах более 60% голосов – самый высокий результат, достигавшийся представителями левых в Мехико. И он на данный момент сохраняет высокий рейтинг популярности – но это, скорее, лишь стартовый капитал. Сумеет ли он его не растерять, а ещё и приумножить – станет ясно в ближайшие годы.

Он молод, нынешнему главе правительства Федерального округа 46 лет (как и президенту страны), он спокоен, общителен и открыт для публики. Формально он не состоит ни в одной политической партии. На выборах Мансера победил как кандидат коалиции трёх левых партий – Партии демократической революции, Партии труда и Гражданского движения. Но после победы он создал правительство, в котором почти нет партийных активистов, и сам остаётся независимым политиком. Аналитики и ряд представителей левых уже заговорили о Мансере как о потенциальном кандидате левых сил на президентских выборах 2018 года. Сам он, однако, весьма осторожен в высказываниях по этому поводу и не раз подчеркнул, что в его планы не входит вступить ни в ПДР, ни в Движение национального возрождения, созданное экс-кандидатом левых на выборах 2006 и 2012 годов Андресом Мануэлем Лопесом Обрадором.

У Мигела Анхела Мансеры есть потенциал для политического будущего. Он получил на выборах более 60% голосов – самый высокий результат, достигавшийся представителями левых в Мехико

Глава столичного правительства настойчиво твердит, что его приоритеты – не политика, а управление мегаполисом. Он провозгласил план «Центральный щит», заключающийся в координации полицейских и судебных структур всех штатов вокруг Федерального округа – Морелоса, Мексики, Тласкалы, Идальго и Пуэблы (35 млн населения) – в вопросах обеспечения безопасности. План предусматривает унификацию норм права и наказаний за правонарушения, правил регистрации оружия, выдачи лицензий, создание единой базы по преступникам и преступлениям.

Тут у Мансеры, конечно, есть хороший задел, который немало способствовал его победе на выборах. Бывший городской прокурор внёс немалый вклад в дело снижения преступности в Федеральном округе за последние годы (на 12% по данным за 2011 год; для сравнения – по стране в целом за этот период произошёл рост преступности на 10,4%); Мехико стал куда безопаснее многих городов Мексики. Полиция ликвидировала почти 200 банд.

Конечно же, преступность не побеждена до конца. Но не все зависит в этом вопросе от городских властей. Наркотрафик, оптовая наркоторговля и отмывание денег – проблема федерального характера. То, что зависит от правительства Мехико, на мой взгляд, делается: в городе установлено 15 тысяч видеокамер, личный состав полиции доведён до 80 тысяч человек. Среднее число убийств в Мехико в день – 2,25, тогда как в ряде государств Южной Америки, да и в США – от 14 до 30. Власти ведут активную борьбу по сокращению тех правонарушений, которые главным образом создают предмет озабоченности общества – похищения (Мехико был на третьем месте по этому показателю в стране, а сейчас – на 20-м), изнасилования, угоны автомобилей.

Партия демократической революции, без сомнения, играет решающую роль в мексиканской левой и на федеральном уровне, и в Мехико. В то же время, она действует в союзе с рядом других партий. Как это отражается на структуре власти в самом Мехико и его муниципалитетах? Можно ли говорить в данных случаях о коалиционном характере правления со стороны левых сил?

– Тут ответ довольно очевиден. Никаких долгосрочных коалиций, оформленных организационно, кроме как на выборах, левые не в состоянии пока что создать. Сплошь и рядом политические структуры левых (главным образом это относится к ПДР) забывают об интересах союзников, едва получают большинство в том или ином органе власти. Это касается и Законодательного собрания Федерального округа, где левая коалиция не оставила шансов соперникам из других партий. В то же время в сегодняшнем составе городского парламента ПДР (34 депутата) не стала учитывать интересы союзников из ПТ и ГД (3 и 4 депутата соответственно) при распределении руководящих постов. Но это, замечу, не проблема собственно левых, а особенность мексиканской политической культуры – низкий уровень взаимодействия даже дружественных политических сил, невысокий уровень связи избранных парламентариев со своими партиями, недостаточная идеологизация актива самих партий и т.п.

Добавить комментарий