Нам предлагают вычеркнуть слово «безусловное» право на самоопределение. При этом тов. Дементьев проводит такую аналогию: ведь говорим же мы только о «широком», а не о «безусловном» местном самоуправлении; зачем же в данном случае поступать иначе? Но мне кажется, что здесь аналогия совершенно неправильная.
В том-то и дело, что, говоря об органах местного самоуправления, мы говорим лишь о разветвлениях одного, совершенно целостного государственного механизма. Мы говорим лишь об его органах, а «безусловная» самостоятельность органа есть contradictio in adjesto (противоречие — прим. SN).
А что мы утверждаем относительно национальностей? Мы утверждаем, что они суть самостоятельные тела, свободные коллективные индивидуальности с автономной политической волей, которую нельзя насиловать.
Вот почему годное для характеристики прерогатив органов самоуправления может быть совершенно непригодно для характеристики прав национальностей. <…>
Пойдём теперь дальше: если мы против безусловного права на самоопределение, то какие именно внешние условия ограничивают для нас это право? На это некоторый намёк дают слова тов. Дементьева, который говорит: ведь так, пожалуй, иные национальности потребуют полного отделения, а другие захотят отделиться от нас таможенными пошлинами! Вряд ли, однако, условия эти приемлемы для нашей партии.
Мы именно неоднократно заявляли и продолжаем заявлять, что, например, признаём за Польшей право отделиться, ежели она этого пожелает, если этого действительно захочет польский народ. В этом отношении мы отстаиваем ту самую точку зрения, на которой со времён Герцена стоит русская социально-революционная мысль.
Но — говорят нам — разве нам желательно обособление и взаимное изолирование народностей? Нисколько. Поэтому-то мы и выступаем сторонниками возможно более широкого применения федеративного принципа к отношениям между национальностями; итак, наш идеал — не обособление, а сотрудничество и сожитие национальностей, основанное на их свободном соглашении и взаимном признании друг друга равноправными договаривающимися сторонами.
Но значит ли это, что государственное обособление той или другой национальности никогда не может быть исторически необходимым? Нет, нисколько не значит. Чтобы не заходить далеко вглубь истории, я сошлюсь на недавний пример отделения Норвегии от Швеции, и напомню, что социалистические партии обеих стран Швеции также горячо высказались за санкционирование этого отделения.
Читайте также:
Виктор ЧЕРНОВ: «Профсоюз снизу ведёт массу по лестнице боевой практики вверх»
Виктор ЧЕРНОВ: «Профсоюзу нет дела до партийной принадлежности или беспартийности своих членов»
Виктор ЧЕРНОВ: «Революционер сознательно отказался от мишурного торжества в близком настоящем»
Виктор ЧЕРНОВ: «Масса не может избежать тупика чувства и воли»
Виктор ЧЕРНОВ: «Рабья психология заставляет русских либералов надеяться на бедствия»
Виктор ЧЕРНОВ: «Партия социалистическая есть прежде всего — партия будущего»
Виктор ЧЕРНОВ. О капитализме и крестьянстве
Манфред ХИЛЬДЕРМАЙЕР. Эсеры проиграли конкуренцию за рабочий класс