Валерия СТРЕЛЬНИКОВА. Гундяев vs Шевченко: келейные подробности

«Из всех безбожных понятий и слов нет понятия и слова более безбожного, чем понятие церкви. Нет понятия, породившего больше зла, нет понятия более враждебного учению Христа, как понятие церкви»

Лев Толстой, «Церковь и государство»

Уже который день одна из самых обсуждаемых тем в отечественной блогосфере – «Гундяев vs Шевченко» или «Битва в «Доме на набережной». Два «тяжеловеса», два обитателя элитного московского дома, стоимость квартир в котором оценивается примерно в 50 млн рублей, схлестнулись из-за квадратных метров. Небывалый резонанс и, если так можно выразиться, особую пикантность этой истории придаёт то, что и истцы, и ответчики имеют самое непосредственное отношение к Русской православной церкви. Правда, многие сетевые авторы и комментаторы считают «православно-квартирную» эпопею, скорее, омерзительной, ибо она наносит непоправимый ущерб не столько репутации фигурантов и их приспешников, сколько и без того расшатанным нравственным устоям российского общества.

Стряпчих — в студию

Представители Патриарха всея Руси Кирилла (в миру Владимира Гундяева) судятся с семейством священника отца Георгия (в миру экс-министра здравоохранения РФ Юрия Шевченко). Пока главе РПЦ принадлежит только одна квартира в доме на улице Серафимовича, а семье генерал-полковника Шевченко — две. Однако расклад может измениться в самое ближайшее время. Суд уже наложил арест на одну из «министерских» квартир, и она, скорее всего, перейдет Кириллу в качестве возмещения якобы причинённого вреда. Мало того, над головой Шевченко витает реальная угроза остаться и без вторых апартаментов…

В СМИ и на сетевых ресурсах с увлечением обсуждаются перипетии скандальной тяжбы. Кто-то старается выгородить патриарха, приводя доводы, один нелепее другого: мол, не он же лично судится, да и вообще Его Святейшество от мирских дел далёк. Руководитель пресс-службы Московского патриархата Владимир Вигилянский, в свою очередь, считает, что вопросы о квартире патриарха Московского и всея Руси Кирилла неэтичны, поскольку это частная жизнь, которая является неприкосновенной.  Сам патриарх скандал вокруг своей недвижимости никак не комментирует, по крайней мере, публично, однако негативно высказался в адрес блогеров и дискуссий в интернете: «Часто по прочтении в голове всплывает расхожая фраза: «эту бы энергию — да в благих целях!» И хочется многим участникам этих интернет-прений задать простой вопрос: говорите вы очень убедительно — а в чём состоят ваша реальная работа и ваши реальные дела? Каковы ваши практические действия

Заняв всё-таки патриарший престол, Кирилл не портил отношений с Владимиром Путиным, однако, Дмитрий Медведев был ему ближе, симпатичнее и удобнее

На этом фоне многие из тех, кого раскритиковал патриарх – и журналисты, и сетевые авторы — склонны выставлять Кирилла и его представителей ненасытными акулами из триллера «Челюсти», а доктора Шевченко и его дружное семейство — этакими жертвами произвола. В качестве тяжёлой артиллерии в этой схеме используется и болезнь Юрия Шевченко, и его многочисленные внуки, и многочисленные нарушения, якобы допущенные в ходе судебного процесса. Избыточное внимание уделяется курьёзным и откровенно идиотическим деталям: так, до бесконечности обыгрываются в заголовках статей «вредоносные наночастицы», якобы обнаруженные в квартире патриарха. Эксперты пытаются предугадать дальнейшие действия истцов и ответчиков, делают прогнозы, дают советы, заключают пари….

При том, что выяснять, кто из владельцев роскошных апартаментов «правее» и «честнее», и копаться в деталях этого «процесса века», на мой взгляд, малоинтересно, да и по большому счёту бессмысленно. Ибо лучшей характеристикой для происходящего будет старая добрая поговорка: «Вор у вора дубинку украл». Фигура Шевченко-старшего в данном контексте может быть интересна только в двух аспектах. Во-первых, Шевченко – один из «московских петербуржцев», человек, близкий к семейству Собчака-Нарусовой (это он в своё время вывозил опального экс-мэра Петербурга из Военно-медицинской академии в Париж), а, соответственно, и к Путину. Во-вторых, это человек, ставший священнослужителем с благословения предыдущего патриарха Алексия II, и с приходом на престол Кирилла оказавшийся в своего рода внутрицерковной оппозиции. Но и то — это интерес, скажем так, опосредованный. Не в пример любопытнее подоплёка происходящих событий, их явные и скрытые пружины. Кто за всем этим на самом деле стоит? И почему всё это стало достоянием широкой общественности именно сейчас?

Подвели под монастырь

Мелькающие в блогосфере утверждения, что Кирилл-де является «ставленником» и едва ли не «»правой рукой» Путина» не имеют под собой достаточных оснований. Кирилл стал патриархом при президенте Медведеве, при Медведеве укрепил свою власть, и для него Медведев в роли главы государства предпочтительнее Путина. Причин тому много: Дмитрий Анатольевич моложе и слабее Владимира Владимировича; у Кирилла очень тёплые отношения с женой Медведева и т. д. Путин же после смерти, при довольно странных обстоятельствах, Алексия II — который действительно был «его» человеком, — поддерживал (как претендента на должность Патриарха всея Руси) митрополита Калужского и Боровского Климента или митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, но отнюдь не Кирилла.

Возможно, возня с «Бешеными кисками» (развернувшаяся, напомним, накануне выборов президента всея Руси) была использована — и не исключено, что и состряпана, — чтобы симпатии православных избирателей привлечь к кандидату ВВП

Заняв всё-таки патриарший престол, Кирилл не портил отношений с Путиным, однако, Медведев был ему ближе, симпатичнее и удобнее. Заметим, во время скандала августа 2010-го вокруг якобы ухода Людмилы Путиной в монастырь Гундяев занял нейтрально-отстранённую позицию, и премьеру пришлось самостоятельно организовывать опровержение этих слухов, действуя через губернатора Псковской области и Псковского архиепископа. При этом сама позиция патриарха направлена на вещи, весьма далёкие от геополитических устремлений Путина. Например, попытка провести Всеправославный собор. ВВП против этого проекта открыто не выступает, хотя не секрет, что затея ему не по сердцу. Вплоть до последнего времени Кирилл не делал однозначного выбора в пользу Путина, и только после того, как осенью 2011-го на съезде «Единой России» всё было решено, он поддержал рокировку в тандеме.

В этой связи в определённых кругах появилась и начала циркулировать весьма интересная версия. Возможно, возня с «Бешеными кисками» (развернувшаяся, напомним, накануне выборов президента всея Руси) была использована — и не исключено, что и состряпана, — чтобы симпатии православных избирателей привлечь к кандидату ВВП. А дальнейшее развитие событий было призвано ослабить позиции Гундяева с возможным прицелом на продвижение «путинских» иерархов наверх по церковной лестнице (речь идёт об акции «Pussy Riot» в Храме Христа Спасителя – прим. редакции). И, видимо, совсем не случайно всплыла сейчас эта одиозная история с элитными квартирами.

Вне зависимости от итогов судебного разбирательства патриарх будет опозорен. (В этом смысле, неизвестно, что для него хуже – проиграть или выиграть.) Его личный авторитет за последние дни уже неимоверно упал. Плюс ко всему, по ряду оценок, вытаскивание на свет божий этих «келейных» подробностей стало сигналом к активизации антигундяевских сил и внутри РПЦ. Злые языки поговаривают, что позиции Кирилла, в отличие от медведевских времён, сегодня вовсе не являются незыблемыми; и патриарху можно бросать вызов, особенно, если ты скоординируешь эту кампанию с «православными чекистами».

Путин, как мы знаем — сам себе «предстоятель», поэтому едва ли ему нужен слишком самостоятельный, независимый, обеспеченный глава РПЦ, пытающийся что-то диктовать Кремлю. Похоже, то, что происходит сейчас, — это первый звонок Кириллу. За квартирной эпопеей, вполне вероятно (если Святейший Владыка не капитулирует перед Путиным), последует что-то ещё. Так, по некоторой информации, следующим этапом может стать предметное рассмотрение частной жизни Владимира Михайловича Гундяева, что, несомненно, вызовет большой общественный интерес и прогнозируемое отторжение традиционно настроенной части российского общества.

Частный случай

Меж тем, как бы представитель РПЦ г-н Вигилянский ни настаивал на том, что недвижимость патриарха – его, патриаршее, «частное дело», это, мягко скажем, не совсем так. То есть квартира, конечно, частная. Но в этом-то вся и штука! Поскольку монах, коим является Его Святейшество, обязан жить в аскезе и, согласно Уставу РПЦ, не может и не должен владеть частной собственностью. В принципе не имеет права на это. Не говоря уже о том, что стремление христианина к увеличению материальных благ не приветствовалось самим Иисусом Христом. Этот момент, кстати, всячески подчёркивается в документе под названием «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», опубликованном на сайте Московской патриархии.

Юрий Шевченко (справа) – один из «московских петербуржцев», человек, близкий к семейству Собчака-Нарусовой (это он в своё время вывозил опального экс-мэра Петербурга из Военно-медицинской академии в Париж), а, соответственно, и к Путину

Ну, положим, об аскетизме нынешнего главы РПЦ давно ходят легенды. В своё время не одно солидное издание отдавало целые тетрадки под материалы на тему «Кирилл и его бизнес». Вот, например, как живописал коммерческую деятельность иерарха журнал «Огонёк»: «Через свой Отдел митрополит стал учредителем коммерческого банка «Пересвет», благотворительного фонда «Ника», АО «Международное экономическое сотрудничество» (МЭС), АО «Свободное народное телевидение» (СНТ) и ряда других структур. «Ника»… после перехода под контроль Кирилла начала активно торговать сигаретами, ввозимыми в Россию ОВЦС МП (Отдел внешних церковных связей Московской патриархии. – Ред.) под видом гуманитарной помощи и потому освобождавшимися от таможенных пошлин. Табачный бизнес митрополита Кирилла достиг совершенно безобразных размеров, так что избежать скандала было невозможно. Лишь за 8 месяцев 1996 года ОВЦС МП ввёз в Россию примерно 8 млрд беспошлинных сигарет (эти данные были обнародованы Комиссией правительства РФ по вопросам международной гуманитарной и технической помощи), что составило 10% рынка табачной продукции и принесло прибыль в несколько сот миллионов долларов». Или вот ещё цитата: «Новым и более перспективным бизнесом стала нефть — на сей раз, естественно, не импорт, а экспорт. Близкий к митрополиту Кириллу епископ Виктор (Пьянков), ныне перебравшийся в США, входил в Совет директоров АО МЭС, которое в середине 90-х вывозило из России по несколько миллионов тонн нефти в год. Ежегодный оборот компании составлял около $2 млрд». О широте «коммерческих интересов» иерарха, согласно сведениям издания, свидетельствует и «его участие в автомобильном СП в Калининграде, в заводе по производству сыров в Рязанской области, в создании супермаркета на окраине Москвы…»

Впрочем, о предпринимательских талантах Владимира Гундяева можно было бы написать отдельную брошюру, а то и книгу — это вряд ли бы что-то изменило. Во всяком случае, обнародование подобной — казалось бы, 100% компрометирующей — информации ничуть не помешало дальнейшей карьере энергичного оборотистого священнослужителя. Похоже, те, кто принимал решения, сочли эти факты биографии будущего патриарха, наоборот, весьма выигрышными, а сопряжённые с ними свойства личности – полезными и необходимыми для руководства РПЦ.

Псалтырь для монсиньора Гундини

И всё же в такую неприглядную историю Владимир Михайлович ещё не ввязывался. Рискнём предположить, что для предстоятеля Русской Православной Церкви не всякий пиар хорош. Спрашивается: зачем?! Для чего такому высокопоставленному и немолодому уже человеку попадать на первые страницы таблоидов? Неужели и впрямь квартирка (площадью 144 кв. м) тесновата стала? И смех, и грех… Но как бы всё это ни было смешно, грустно и противно, события последних дней не просто дали повод пастве назвать своего генерального пастыря циником и стяжателем. Люди разочаровываются в религии, в РПЦ, в священниках, в вере. В нашей истории. В самих базовых основах нравственности и чести. Относиться к этой тенденции можно по-разному, но в любом случае это уже не так весело.

Но как бы всё это ни было смешно, грустно и противно, события последних дней не просто дали повод пастве назвать своего генерального пастыря циником и стяжателем. Люди разочаровываются в религии, в РПЦ, в священниках, в вере. В нашей истории. В самих базовых основах нравственности и чести

Вот как звучат наиболее типичные высказывания и комментарии по теме «Квартира патриарха», которыми полна в эти дни Сеть. «Укажите, что связывает Иисуса Христа, пророка, одетого в рубище, проповедующего нестяжательство, и фигуранта нашего обсуждения, гражданина Гундяева?спрашивает на интернет-форуме «Радио Свобода» сетевой автор Арье. — Дело не в конкретном человеке по имени Владимир Гундяев и не в занимаемой им должности патриарха. А дело в той системе, из которой они произросли, и которая носит название православие. Видимо, само это православие и стало причиной векового застоя России, рабского состояния русского народа и полнейшего отчуждения от религии… И потому-то русский народ и изничтожил свой клир своими же руками, никакие комиссары здесь бы не преуспели».

«Вот он реальный тандем — один духовность под рясу так загрёб, что повально спивается и обкуривается молодёжь, а другой — крышует российский капитал, — иронизирует nikiv из города Гагарина. — С таким тандемом честнее выборов, чем в России, мир ещё не видывал — один всё проплатил, другой за всех благословил». «Уважение к РПЦ может возникнуть только тогда, когда её руководители будут хоть в какой-то степени подобны Христу. А в данный момент не поймёшь, кто больше успел наворовать, «патриарх» или назначивший его хозяин», — продолжает smg1948. По мысли Евгения, «священнослужители именно этого и боятся, а именно беспристрастного, спокойного взгляда на их двуличную жизнь и их бизнес». От себя добавим, что, как видно, не очень-то боятся.

«Жил-был поп, толоконный лоб…» Ровно год назад по инициативе армавирского попа Павла сказка была переиздана, но вместо попа в ней оказался купец, — рассказывает почти неправдоподобную историю Николай Богданов из Петербурга. — Вот где кощунство, вот где мракобесие! Двести лет эти строки никак не задевали чувств верующих и неверующих и вдруг стали их оскорблять. Всё в куче: торговля в храме нефтью, рыбой, спиртом, табаком; вопли и сопли вокруг панк-молебна, надругательство над Пушкиным, квартирный скандал монаха Кирилла. Пора Минюсту приостановить деятельность РПЦ за действия, несовместимые с её уставом».

«Это что же получается-то? Патриарх, вроде как совсем и не патриарх по определению? — недоумевает рег27 из Хабаровска. — И так везде — «как бы» президент, «как бы» парламент, «как бы» министры… и соответственно «как бы» страна с «как бы» народом». «Монах стяжатель во главе РПЦ — это уже запредельный цинизм. Интересно, а есть способ отлучения или хотя бы порицания?» — наивно спрашивает Улитта.

«Патриарх молится Мамоне и Путину! И навряд ли верит в Бога. В России церкви не интересуются бедными, они прислуживают властным и богатым», — припечатывает Rouslan из Махачкалы. «Патриарх Кирилл» — вообще карикатура. Самое мягкое определение: смотрящий НКВД за паствой РПЦ майор Гундяев. Стоило его лицезреть во время визитов в Украину», — делится впечатлениями Kravchenko Grigoriy из Черкасс.

«Да-а… Теснят, теснят «служители культа» служителей «культа личности» из «Храма на Набережной». Товарищи из ЦК и Политбюро беспокойно заворочались у Кремлёвской стены… – ёрничает 2plumbum2 из Москвы. — Монсиньор Гундини создал прецедент по нанесению его скромной «келье» 20-ти млн. ущерба нано-пылью его «коллеги» из соседней «кельи»… «Никогда не верил попам. А сейчас в особенности. Противны все», — подытоживает Одиночка из Волгограда. А mrl-mrl добавляет «Каков поп — таков приход». Поэт же Александр Орешник разразился целым тематическим стихотворением «Лжепастыри». Приведём из него три строфы:

«На крестах в России нет давно Христа…
Чернота распятий мертвенно пуста…
В православных крышах Бог не вьёт гнезда…
Задавила веру алчности узда. <…>

С площадей не слышен патриарший глас,
В президентском доме он берёт наказ.
За Христа, за веру, за простой народ,
Как когда-то Тихон, — этот не пойдёт! <…>

Как им гнать тирана, как судить вора,
Коль в их сытых жизнях нет давно добра?
А златые шапки, ризы, купола —
Не затмят для Бога чёрные дела».

 

5 комментариев

Молодчина Стрельникова! Такая публикация и , самое главное, в момент отчания масс и торжества мракобесия после выборов. Спасибо ей и низкий поклон за честность. Хорошо бы получить у нее разрешение на публикацию статьи в «Молнии»
Виктор Анпилов

Виктор, здравствуйте! Можете перепечатывать любую статью с нашего ресурса со ссылкой на него — антибуржуазный аналитический сайт «Новый смысл» (www.sensusnovus.ru)

Редактор сайта Д.Жвания

Необходимо говорить об упадке христианства, разоблачать двуличие некоторых иерархов РПЦ, их корыстолюбие. Советуясь с богословами, нужно синтезировать идеи основных религий России и предложить россиянам объединительную религиозно-философскую систему. Иначе Россию ждёт печальная участь Советского Союза.

Добавить комментарий