Михаэль ДОРФМАН
Голоса протеста против участия в кандидатуры на папский престол кардинала Хорхе Марио Бергольо раздавались ещё восемь лет назад во время голосования в курии после смерти папы Иоанна-Павла II. Избранный новым Римским папой, аргентинский кардинал не только молчаливо соглашался с государственным террором аргентинской хунты, но и активно сотрудничал с властью, ответственной за убийство 30 тысяч человек, многих священников, монахов и монахинь, которые выступали против хунты или работали среди бедных. Среди жертв хунты три католических епископа, его братья во Христе.
Сказано в Евангелии: не судите, и не судимы будете. Время было сложное. Да и нет сомненья, что мои дежурные оппоненты и комментаторы заявят, что выбор у Бергольо и католической церкви был между правой хунтой и «коммунистами с леваками», которые якобы расстреляли бы духовенство и «не пожалели бы». Хунта свергла отнюдь не коммунистическое правительство, а демократически избранное. Однако даже в атмосфере гражданской войны, как в Испании или России, церковь, как организация, неизменно оказывалась на стороне угнетателей и реакции и поддерживала крайне правых задолго до того, как революционеры стали расстреливать священников.
А действительно ли «левые не пожалели бы»? В книге «Битва за Испанию» британский историк Антони Бивор пишет: «Даже в самый разгар насилия руководители всех организаций и партий делали, что могли, чтобы спасать людей. В Мадриде президенту Асанья удалось спасти монахов семинарии в Эскориале, где он когда-то учился, министр внутренних дел Галарца спас Хоакина Руиз Хименеса (католического деятеля, министра образования в правительстве Франко). Пассионария (коммунистка Долорес Ибаррури – Прим. ред. «Н. С.») вмешивалась и спасала множество людей, в том числе монахинь. Так же Хуан Негрин (премьер-министра республиканского правительства в 1937-1939 гг. – Прим. ред. «Н. С.») и многие другие…»
Узники без имени
«Социальная несправедливость в Аргентине столетиями стояла на трёх китах, — говорил мне когда-то узник аргентинской хунты, видный журналист и редактор крупнейшей газеты Аргентины Якопо Тиммерман. — Три кита – это крупные латифундисты, армия и церковь».
Хунте пришлось выпустить Тиммермана из тюрьмы из-за сильного международного давления. Он описал своё тюремное заключение в книге «Узник без имени». Описал, как фашисты-следователи пытались выбить из него абсурдные признания в том, что он, видный левый социалист, работал одновременно на Америку и на СССР, и всё через центр в Израиле.
Другим повезло меньше, хотя президентская администрация Джимми Картера уделяла куда больше искреннего внимания правам человека, чем любая другая американская администрация. Когда Межамериканская комиссия по правам человека посетила Аргентину в 1976-м, то ВМС Аргентины, исполнявшие функции карателей и палачей хунты, прятали политзаключённых в загородном доме Бергольо на реке Ла Плата. Дом стоял на острове, который назывался El Silenсio, т. е. – молчание. Так называется и знаменитая книга аргентинского писателя Горацио Вербицки о сотрудничестве католической церкви с хунтой в государственном терроре и уничтожении людей.
Смысл террора всегда абсурден. В Аргентине забирали всех подряд, не особо заботясь о логике. Стратегия государственного террора – это как раз разбить привычную логику, уничтожать людей без смысла, чтобы все боялись. Люди исчезали без следа – профсоюзники, студенческие активисты, священники, старики и дети. Режим арестовывал людей лишь за то, что они чем-то отличались. Людей пытали и убивали безо всякого суда, а потом бросали их тела с самолётов море. У матерей отнимали детей и продавали их на усыновление тем, кто заплатит больше.
Прелатам ничего не грозило
Много спорят вокруг молчания Папы Пия XII во время Холокоста. Он хорошо знал, что происходит, из докладов священников в оккупированных Гитлером странах, но не поднял свой голос, не воспользовался авторитетом. Защитники Пия XII говорят, что без шуму он делал много добра, называют имена тех, кому он помог, объясняют сложную политическую ситуацию, в которой находился престол святого Петра. Прелатам в Аргентине ничего не грозило. Местные заговорщики-фашисты, свергнувшие законное и демократически избранное правительство, нуждались в поддержке церкви. И уж ни один волос не упал бы с головы священнослужителя, если бы духовная власть не дала бы своей санкции.
Католическая церковь в Аргентине вовсе не была монолитной. Руководство всегда было крайне консервативным. Однако священники на местах были близки к народу. Монахи и монахини жили в беднейших районах и видели своё служение в помощи бедным, в образовании, в социальных изменениях. Как и в других странах Латинской Америки, в Аргентине широкой популярностью среди клира пользовалась Тeología de la liberación, теология освобождения, получившая распространение с благословения II Ватиканского Собора (1962-1965). В 1968 году наиболее творческие и прогрессивные клирики встретились на епископской конференции в Медельине, в Колумбии, и приняли принципы теологии освобождения. Они учили, что преодоление народной нищеты и есть преодоление греха. Иисус Христос был не только утешителем, но и освободителем, а потому христианам, а особенно духовенству, полагается активно участвовать в общественной и политической жизни на стороне угнетённого народа.
Бразильский францисканец отец Леонардо Беофф писал, что «теология освобождения смотрит с точки зрения бедных людей… это песня Третьего мира, отражение мессианских чаяний свободного общества, которое ждёт братского и сестринского причастия». Отцу Беоффу принадлежит замечательная книга с изложением принципов теологии освобождения, с критикой церковного авторитаризма и клерикализма «Церковь: Харизма и власть» (1985).
После избрания Иоанна-Павла II началась реакция. Теология освобождения была осуждена церковью, его сторонники изгнаны, отстранены от ключевых постов. Многих заставили замолчать. Туда, где теология освобождения была популярной, Ватикан, ломая сопротивление, назначал консервативных прелатов. Однако церковная реакция началась позже, в конце 1970-х. Леонардо Беоффа вызвал на церковный суд в Рим его бывший профессор и наставник Джозеф Ратцингер, впоследствии Папа Римский Бенедикт XVI. На Беоффа наложили обет молчания на несколько лет, и тогда он написал свою знаменитую «Троицу и церковь». Однако это было позже.
В ордене иезуитов было много сторонников теологии освобождения даже среди епископов. Нынешний Римский папа, занимавший высокие должности в аргентинском отделе ордена иезуитов, не принадлежал к их числу. Сегодня всячески подчёркивается его консерватизм, хотя пишут о том, что он интересовался социальными проблемами. Однако в современном консервативном лексиконе социальные проблемы – это аборты и однополые браки.
Епископ — борец за народ
В объёмном и объективном исследовании Джефри Клейбера «Церковь, диктатуры и демократия» замечательно показана роль католической церкви в Аргентине во время «грязных войн», развязанных сначала президентом Изабель Перон, а затем и свергнувшей её хунтой генерала Хорхе Видела. Клейбер – американский иезуитский священник, проживший в Латинской Америке 35 лет, как-то сказал, что чувствует стыд за поведение церкви в Аргентине.
4 августа 1976 года бригада палачей хунты настигла на шоссе и убила Энрико Анджелелли, епископа епархии Ла Роха в Андах – популярного прелата, борца за права человека, защитника бедных, помогавшего в создании профсоюзов горняков, батраков и домашней прислуги. Епископ вёз в Буэнос-Айрес документы, содержавшие информацию об убийстве двух аргентинских епископов — Карлоса Муриаса и Габриеля Лонгевилли. Позже эти документы оказались у министра внутренних дел хунты Аргиндеги. Хунта заявляла, что смерть Анджелелли произошла в результате автомобильной аварии, однако спутник епископа пережил аварию и дал показания.
В 2010 году аргентинский суд осудил генерала Хорхе Виделу и несколько других деятелей хунты за убийство 13-ти человек, в том числе епископа Анджелелли. Кровь Анджелелли пала на голову тогдашнего примаса Аргентины, кардинала Примавеста и прелатов, поддержавших хунту.
Вместо покаяния Бергольо несколько раз выступал со лживыми оправданиями политики церкви и хунты, развязавшей террор против собственного народа. Даже когда день убийства Анджелелли был объявлен президентом Нестором Киршнером национальным днём траура, Бергольо отслужил обедню, где лицемерно заявил, что епископа «забросали камнями за то, что он проповедовал Евангелие, и пролил свою кровь за это». Он упомянул и слово мученик, но опять же лицемерно — мол, кровь мучеников есть семя церкви.
Несмотря на решение аргентинского суда, на заявление трёх аргентинских епископов, смерть Анджелелли в церковных источниках до сих пор официально считается несчастным случаем, и её причины замалчиваются.
Где твои братья, папа?
Горацио Вербицки рассказывает в «Молчании» о похищении военными из ВМС двух иезуитских священников Орландо Йорио и Франциско Халикса, работавших в квартале бедноты. После того, как священники отказались предать свой долг и бросить паству, Бергольо сообщил хунте, что священники больше не находятся под покровительством церкви. Священники исчезли, их держали в тайной тюрьме, пытали. В отличие от тысяч других аргентинцев, поплатившихся жизнью за свой активизм, эти священники, очевидно, оказались ни при чём. Через пять месяцев их нашли в поле полуголыми в бессознательном состоянии.
Перед смертью в 2000 году Йорио публично обвинил Бергольо в том, что тот сдал их хунте тем, что отказался подтвердить, что они трудятся на благо церкви. Второй священник принял обет молчания в монастыре, и с ним не удалось встретиться. В своё оправдание Бергольо поведал своему официальному биографу Серхио Рубину, что якобы вмешался через исповедника самого диктатора, что и помогло освободить священников из тюрьмы. В 2005 году Бергольо был привлечён к суду по обвинению в причастности к похищению. Он неизменно отказывался свидетельствовать публично. Присутствовавшая в суде в 2010-м юрист-правозащитник Мирьям Брегман рассказала, что кардинал давал очень уклончивые показания.
Так или иначе, Бергольо избран лидером крупнейшей и древнейшей корпорации на Земле, объединяющей миллиард человек. Он взял имя святого Франциска Ассизского, аскета и нестяжателя, радикально изменившего структуру католического монашества, превратившего монахов из затворников в проповедников и миссионеров. Газеты хвалят нового Папу за то, что готовил себе сам и ездил на работу в автобусе. Кардинал Бергольо объявлен непогрешимым и наместником Иисуса Христа на Земле. Система опять победила дух.
Прошу автора ответить, как он относится к следующему заявлению ГЛАВЫ социалистической Кубы:
«Рауль Кастро поздравил Папу Франциско I
Гавана, 14 мар (Пренса Латина) Президент Кубы Рауль Кастро поздравил Папу Франциско I с избранием на пост верховного понтифика Католической церкви.
«По случаю избрания на пост верховного понтифика Католической церкви, я рад от имени правительства и народа Кубы передать Вашему Святейшеству сердечный привет и наилучшие пожелания для своёго понтификата», говорится в опубликованном вчера сообщении.
В тексте, кубинский президент также подтверждает своё глубокое уважение к Франциско I.»
http://ruso.prensa-latina.cu/index.php/pl-noticias-de-america-latina-e-caribe/22911-i?opcion=pl-ver-noticia
Товарищ Рауль «НЕ ЗНАЕТ», кто такой этот новоизбранный Папа? Или скурвился «кубинский социализм»?
нормальное дипломатичное поздравление. партиарх всея руси тоже поздравил, хотя там вражда куда большая. и потом вегда есть надежда, что человек исправится :)
в конце концов Берголио делал то, что делало большинство аргентинцев. он не пошел в борцы, или были свяюенники, что шли в монтаниры бороться с режимом, а были священники, которые сами пытали. а папа был вместе с молчаливым большинством, благодаря которому случаются всякие гадости.