Алексей ДЬЯЧЕНКО
Территория трамвайного парка на Васильевском острове продолжает оставаться очагом противостояния градозащитников и строительного бизнеса. Планы инвестора по сносу части построек, имеющих историческую ценность и используемых в качестве музея петербургского трамвая, поддерживает лично глава районной администрации Владимир Омельницкий, который даже пришёл на публичные слушания по этому вопросу. На стороне защитников городской истории, пытающихся защитить представляющий ценность объект, выступают общественные организации и некоторые депутаты.
На месте трамвайного парка собираются построить многофункциональный общественно-деловой комплекс с Дворцом искусства, выставочным и мультимедийным центрами, телестудией, гостиницами, бизнес-центрами и торговыми объектами. То есть речь идёт о полной перепланировке квартала, ограниченного Средним проспектов, Малым проспектом В.О, 19-й линией и 24 линией. Заказчиком данного проекта выступило ЗАО «Петербургский центр мультимедийных проектов ТелеГрад», а одним из инвесторов — венгерская компания TriGranit Development Corporation. Объём инвестиций — 1,5 млрд. долларов.
Для реализации своих планов компания-инвестор TriGranit (Венгрия) собирается уничтожить расположенные в западной части участка постройки трамвайного парка, являющиеся памятниками промышленной архитектуры начала ХХ века. В постройках трампарка расположена музейная экспозиция, посвящённая истории петербургского трамвая. Как отмечают эксперты, значительная часть экспонатов – это отреставрированные старые трамваи и троллейбусы, которые могут в случае надобности выходить на линию, они представляют ценность как исторические памятники. А при реализации бизнес-планов инвестора будет уничтожен не только трампарк, но и уникальный музей с его экспозицией.
Возникшее противостояние между бизнес-интересами и мнением горожан в очередной раз затрагивает как проблему сохранения историко-культурного наследия в Петербурге, так и проблему сохранения и развития одного из самых экологичных видов городского общественного транспорта — трамвая. Артель аналитиков узнала мнение экспертов о перспективах развития Петербургского трамвая и ценности оказавшегося под угрозой исторического объекта.
Вячеслав Макаров, депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга (фракция «Единая Россия»): «Несмотря ни на что, трамвайный транспорт у нас не умирает».
— Ситуацию на Васильевском острове я бы не хотел комментировать, но могу сказать по опыту Петроградской стороны. Была масса обращений по улицам Добролюбова, Куйбышева и Чапаева. Люди просили снять трамваи. Когда в результате мы промониторили ситуацию, губернатор решила не делать этого. Несмотря ни на что, трамвайный транспорт у нас не умирает. Я отметаю такие утверждения, так как он развивается. Несмотря на массу обращений, разговоры об ущемлении в Петербурге трамваев не имеют основания. Другое дело, что анализируется дорожная обстановка, где и какие нужны приоритеты. Но я глубоко убеждён, что трамвай в Петербурге будет жить. Он не умирает, а развивается.
Юлия Минутина, активист движения «Живой город»: «Проект, который реализуется на Васильевском острове, неприемлем».
— Культурный аспект необходимо учитывать. Но в данном случае на первый план вышли не историческая и культурная ценность объекта, а интересы освобождения территории. В Пушкине была похожая ситуация — хотели сносить якобы разрушенный в войну дом, но когда выяснилось, что это не восстановленное, а исходное здание, от этого намерения отказались. Нынешний проект, насколько мне известно, не предусматривает сохранение трамвайных рельс. А ведь там находятся экспонаты, которые на ходу, и могут выполнять в городе торжественную функцию. Их использование, например, может окупить затраты на создание музея. Избавляться от коллекции, которая ещё не прошла восстановление — варварство. Нельзя так легко отмахиваться от таких ценных экспонатов.
Сейчас в Петербурге стараются избавиться от трамваев, так как они мешают автомобилям. Такая аргументация несостоятельна, так как мы не сможем создать улицы, удовлетворяющие автотранспорт. Единственный выход из положения — совершенствование именно общественного транспорта. В Европе как раз прошли уже данный этап. В Париже возродили трамвай, теперь это самый вместительный транспорт, кроме того, он выполняет имиджевую функцию. Там есть улицы, выстроенные так, чтобы в первую очередь быть удобными для трамваев. В Петербурге есть серьёзные сложности с развитием сети метрополитена, например. На этом фоне трамваи имеют реальные перспективы для развития, а проблемы с прокладкой рельс по нашим грунтам сейчас вполне решаемы.
Алексей Ковалёв, депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга (фракция «Справедливая Россия»): «Сохранить эти здания и построить Дворец искусств можно, но архитектор просто не хочет ничего менять».
— Если бы была добрая воля, то давно бы могли это сделать. Господа Семён Краснов (директор ЗАО «Санкт-Петербургский центр мультимедийных проектов «Телеград»») и Михаил Мамошин (автор проекта) прилагают все усилия к сносу западной части трамвайного депо. Была заказана историко-культурная экспертиза заданий, и в ней не было ни слова о выявлении историко-культурной ценности объекта. Речь шла только об архитектурной ценности строений. Они получили решение историко-культурной экспертизы с точки зрения архитектурной ценности зданий. Получилось, что можно снести западную часть депо — так называемые полусараи №1, №3 и № 5, хотя они являются неотъемлемой частью объекта в целом. Например, полусарай №1 является первым построенным в России зданием, предназначенным для трамвайного депо. Несмотря на то, что первые трамваи пущены были в Нижнем Новгороде, первое здание построили в Петербурге. Поэтому трампарк подлежит охране в целом, как памятник истории и техники. Я говорил об этом на совете по культурному наследию, писал в КГИОП, чтобы изменили техническое задание, но этого не сделали. Два года уже никаких движений Краснов и Мамошин не предпринимают, чтобы их проект не затронул западную часть территории, где расположены полусараи. В соответствии с законом здесь действует режим охраны, прописанный в пункте 4.2 . То есть никаких исторических зданий здесь сносить нельзя, кроме случаев аварийности. Сегодня их сносить нельзя, и я не исключаю, что здания будут выявлены как объекты историко-культурного наследия. Эти люди завели нас в тупик бессмысленного противостояния. Вообще, уничтожение трамвайного транспорта в Петербурге на фоне его активного развития в Европе может быть связано с элементарной дуростью.