В Петербурге продолжаются акции в защиту музея московского музея Владимира Маяковского. 27 января у бюста великому поэту на улице его имени состоялся пикет протеста. Организатором мероприятия выступило петербургское отделение «Другой России». В акции приняли участие около 20 человек.
Вначале собравшиеся почтили минутой молчания память погибших в блокаду Ленинграда. Далее выступили другоросы Андрей Дмитриев, Андрей Милюк и Владислав Ивахник, Валентин Романов, а также редактор сайта «Новый смысл», социалист Дмитрий Жвания. Участники плаката держали растяжку с надписью «Конформизм убивает» и плакаты с портретами великого революционного поэта.
Фоторепортаж с пикета:
[nggallery id=97]
Я экспозиции
Напомним, что московский Департамент культуры собирается закрыть музей Маяковского на «реэкспозицию», под которой подразумевается уничтожение прежней экспозиции, чья уникальность признана во всём мире. «Экспозиция музея, открытая в 1989 году, создавалась экспериментальным путём, в нарушение всех традиций музейного дизайна. Это образно-символическая модель творческого мира и времени Маяковского. Поэт, встречая посетителей при входе заглавным буквенным знаком “Я”, олицетворяющим его самого и тождественным названию его первого авторского сборника стихов, сразу поведёт с каждым из вас “разговор о времени и о себе” от первого лица, на языке для него привычном, языке образов, символов, метафор, аллегорий и гипербол, — читаем мы на сайте музея. — В нашем музее вы не увидите привычных застекленных витрин и полуприлавков с аккуратно разложенными в них экспонатами. Их заменяют пластические конструкции, похожие на театральные декорации. Экспозиция музея – это свободно перетекающее пространство, лишённое глухих перегородок и междуэтажных перекрытий. Её центральным нервом является мемориальная лестница. Она ведёт на четвёртый этаж в пространство бывшей коммунальной квартиры к маленькой комнатёнке- лодочке, где с весны 1919 года в течение 11 лет жил и работал Маяковский и где 14 апреля 1930 года прозвучал роковой выстрел “товарища маузера”, обозначивший “точкой пули” конец его жизненного пути». Экспозицию создавали известные московские художники – Евгений Амаспюр (автор художественного проекта), Иван Лубенников (автор монументальных композиций), Андрей Волков (автор живописных инсталляций), Андрей Боков (автор архитектурной идеи), Игорь Обросов (автор графических инсталляций) и другие.
О музее, реконструированном в 1987—1989 годах, искусствовед Григорий Ревзин спустя двадцать с лишним лет после реконструкции сказал: «В Москве есть хорошие музеи, а есть один гениальный».
Первым публично об опасности уничтожения экспозиции заговорил Тарас Поляков, автор сценарной концепции музея Маяковского, признанный музейный проектировщик, доцент кафедры музеологии РГГУ. 6 декабря в “Facebook” опубликовал открытое письмо, а, по сути, крик об уничтожении экспозиции: «Уважаемые друзья музея В. В. Маяковского! Я обращаюсь к вам за помощью. Музей Маяковского, точнее – его оригинальную экспозицию решили разрушить. Речь идёт об экспозиции, которая получила мировое признание. Речь идёт об экспозиции, повлиявшей на создание отечественных и зарубежных литературно-мемориальных музеев конца 20 – начала 21 века. Речь идёт об экспозиции, которая входит во все учебники и учебные пособия по музейному проектированию. Наконец, речь идёт об экспозиции, куда Посетитель приходит не однократно, каждый раз получая новое впечатление и новую информацию. В том числе — о Маяковском».
Департамент культуры Москвы сейчас (с 30 сентября 2011 года) возглавляет Сергей Капков, известный как политтехнолог и футбольный функционер. Так, на выборах депутатов Государственной думы в 1999-м, он возглавлял предвыборный штаб Романа Абрамовича, затем участвовал в продвижении его в губернаторы Чукотки. В июле 2004 года Капков стал одним из организаторов фонда «Национальная академия футбола», избирался депутатом Государственной думы четвёртого (2003) и пятого созывов (2007).
О чём говорили ораторы
Андрей Дмитриев в своей речи напомнил, что поэзия Маяковского неотделима от того периода советской истории, когда молодое социалистическое государство «штурмовало небо». «Лестница в музее напоминает башню Татлина. Она символизирует футуристический порыв молодой советской власти», — заявил Дмитриев. В конце своего выступления Дмитриев прочёл стихотворение Маяковского «О дряни».
«Утихомирились бури революционных лон.
Подернулась тиной советская мешанина.
И вылезло
из-за спины РСФСР
мурло
мещанина.
(Меня не поймаете на слове,
я вовсе не против мещанского сословия.
Мещанам
без различия классов и сословий
мое славословие.)
Со всех необъятных российских нив,
с первого дня советского рождения
стеклись они,
наскоро оперенья переменив,
и засели во все учреждения.
Намозолив от пятилетнего сидения зады,
крепкие, как умывальники,
живут и поныне
тише воды.
Свили уютные кабинеты и спаленки».
«Когда я посетил музей Маяковского в конце нулевых, у меня возникло ощущение, что я попал в другое измерение. В самом центре буржуазной Москвы и с её бутиками и дорогими, пошлыми витринами музей Маяковского воспринимался как партизанский очаг, как освобождённая зона, где повстанцы установили свои порядки, или как крепость, которая отбила приступ врага, и враг решил обойти её, — рассказал Дмитрий Жвания. — Поэтому я не удивлён, что буржуазные власти всё же решили ликвидировать музей Маяковского – великий революционный поэт обличал и высмеивал всё, что они насаждают, прежде всего – мещанское, обывательское отношение к жизни. «Через час отсюда в чистый переулок вытечет по человеку ваш обрюзгший жир» — эта строчка, как и всё стихотворение «Нате!», звучит, словно выстрел в мещанина. Людей, чьими наследниками являются сегодняшние власть предержащие, Маяковский сравнивал с мерзкими кровососущими насекомыми — клопами. Маяковского нельзя оторвать от революции. Сергея Есенина всегда можно выдать за кабацкого поэта, не обращая внимания на его заявления: «Я – большевик», а Александра Блока – исключительно за любовного лирика, забывая о его великой поэме «12». Творчество Маяковского всё соткано из бунта, порыва, революции, социализма. Маяковского не приручить».
«Часто приходится слышать призывы к простым людям: “Не будьте быдлом”. А давайте подумаем: кто настоящее быдло? Это люди, облечённые деньгами и властью, например, те, кто сейчас хочет ликвидировать уникальный музей Маяковского ради того, чтобы открыть вместо него очередной банальный мультимедийный центр с буфетом», — сказал Владислав Ивахник.
Пикетчики решили продолжать кампанию по защите музея Маяковского. «Руки прочь от Маяковского!» — этот призыв неоднократно звучал во время пикета.