Слово «фашизм» давно стало ругательством, синонимом всего плохого, античеловечного и кровавого. Чтобы очернить политического оппонента, достаточно назвать его фашистом. Но стоит спросить ярого антифашиста «А что же конкретно являет собой фашизм?», в ответ последуют либо определение фашизма как агента «наиболее шовинистических, наиболее империалистических элементов финансового капитала», данное VII Конгрессом Коминтерна, либо невнятные рассуждения о расизме, антисемитизме и заговоре против свободы.
Георгий Димитров договорился до того, что определил фашизм как «власть самого финансового капитала». Но как это согласуется с тем, что одним из главных врагов общества фашисты называли именно финансовый капитал и, придя к власти, существенно ограничили его мощь?
Расизм? Но как тогда объяснить то, что итальянский фашизм поддерживали многие эфиопы и сомалийцы?
Антисемитизм? Отлично! Но давайте не будем забывать, что разработчицей идеологии итальянского фашизма была еврейка Маргарита Сарфати (Грассини). Она писала политические речи для Бенито Муссолини, участвовала в подготовке похода на Рим, а потом редактировала философский фашистский журнал «Иерархия». В 1925-м вышла её книга «Жизнь Бенито Муссолини», которая имела огромный успех, была переведена на 18 языков и сделала Муссолини всемирно известным. Недаром Сарфати называли «еврейской матерью итальянского фашизма».
Однако фашизм нельзя ограничивать только рамками Италии. Несмотря на то, что само слово «фашизм» итальянского происхождения, нельзя безапелляционно утверждать, что фашизм зародился именно в Италии. Некоторые исследователи родиной фашизма называют Францию, где впервые появилось объединение под названием «Кружок Прудона», где левые и правые интеллектуалы и активисты работали над общей идеологической платформой.
Движения фашистского типа существовали в Румынии («Железная гвардия»), Венгрии («Скрещенные стрелы»), Испании («Фаланга — ячейки национал-синдикалистского наступления»), Франции («Связка», Народная партия и т.д.). Великобритании («Британский союз фашистов»). Даже русские эмигранты под началом Константина Родзаевского создали «Фашистский союз». В конце концов в Германии фашистами называли членов Национал-социалистической рабочей партии — нацистов. Всё это очень разные политические движения и явления. Однако что-то их объединяет — относит за одни скобки. Что?
«Фашизм не поддаётся определению, потому что он представляет собой крайне сложное движение… Вот почему одни определяют его одним способом, другие — прямо противоположным. Одни приклеивают к нему этикетку левого движения, другие — правого», — отмечал Серджио Панунцио, один из идеологов итальянского фашизма и национал-синдикализма.
И тем не менее любое явление поддаётся изучению, а значит — и определению. Об истории фашизма и попытках его исследования расскажет редактор сайта «Новый смысл» (Sensusnovus.ru), сотрудник Комиссариата социальной мобилизации Жвания Дмитрий в ходе своей лекции «Обыкновенный фашизм», которая пройдёт 28 октября 2015 года в книжном магазине «Хувентуд» / Isla de la Juventud (Санкт-Петербург, Ковенский переулок, 14, ближайшая станция метро — «Маяковская»). Начало в 19 часов.