Странно, что последние события в Париже не слишком сильно заинтересовали российских левых. Судя по их страницам в социальных сетях, конечно. А ведь в Париже буквально только что полиция по решению социалистического кабинета разогнала лагерь протестующих против реформы трудового кодекса, разбитый 31 марта на площади Республики.
Всеобщие забастовки
«Палаточный городок на площади Республики в Париже, ставший центром притяжения для французов несогласных с политикой правительства социалистов и лично президента Франсуа Олланда, был разогнан полицией. На рассвете сотрудники правоохранительных органов демонтировали импровизированные домики и трибуны, а самих манифестантов попросили очистить площадь, — сообщает ТАСС. — Операция прошла под усиленной охранной, никаких инцидентов зафиксировано не было. Однако организаторы протестного движения уже заявили, что в той или иной форме акции, чтобы продемонстрировать несогласие с действиями властей, будут продолжаться. “Мы покидаем площадь Республики только временно”, — утверждают манифестанты».
Поводом для протестов послужил проект реформы трудового законодательства во Франции. Социалистическое правительство предложило ряд инициатив по либерализации рынка труда в стране. В Минэкономики утверждают, что это поможет снизить безработицу, которая за последние пять лет после прихода к власти социалистов значительно выросла и преодолела планку в 10%. Социалисты предлагают ввести более гибкую систему найма на работу, но одновременно и более лёгкую процедуру увольнения сотрудников.
Все французские профсоюзы восприняли проект реформы, как «исторический регресс» в сфере прав трудящихся. Профсоюзы полагают, что президент Олланд идёт на существенные уступки бизнесу в ущерб защите прав работников.
На протяжении двух месяцев по всей стране не стихают акции протеста: только в марте были организованы две общенациональные забастовки, участие в которых приняли, по различным данным, от 500 тысяч до 1,2 миллиона французов. Акции протеста проходят сегодня во Франции под лозунгами «Мы стоим большего!», «Реформа — большой шаг вперед в XIX век», «Мы не хотим потратить всю жизнь только на то, чтобы на нее зарабатывать», «Молодёжь — не вещь одноразового пользования».
В ходе манифестаций звучали и призывы к отставке президента Франсуа Олланда. Ведь борьба с безработицей была одним из главных его предвыборных обещаний, которое до сих пор так и не выполнено.
Так, 31 марта парижская демонстрация от площади Италии до площади Нации собрала под проливным дождём, по данным префектуры, 26-28 тысяч человек. В Бордо на улицу вышло от 10 до 30 тысяч человек, в Тулузе — от 20 до 100 тысяч, в Лионе — от 15 000 до 30 000, в Марселе разброс оценок — от 11 до 120 тысяч человек.
В день общенациональной забастовки 31 марта во Франции наблюдались значительные перебои в работе общественного транспорта. По данным дирекции Национального общества железных дорог SNCF, забастовку объявили почти 25% сотрудников. В парижском регионе и в провинции движение поездов обеспечено лишь на половину. В столичном метро — на три четверти. В парижском аэропорту Орли отменено 20% рейсов, в Марселе — треть вылетов.
Акции протеста против реформы Трудового кодекса сопровождались стычками манифестантов с полицией. В Париже и других городах полиция задержала около 30 человек. В Тулузе, Ренне, Руане и Нанте полицейские применили слезоточивый газ против агрессивно настроенных групп молодых людей. В Марселе и Нанте в стычках несколько полицейских получили ранения, — сообщает France-Presse.
А 24 марта собственный день протеста провела французская молодёжь — школьники и студенты. Число участников протестных акций исчислялось десятками тысяч. Молодёжные манифестации тоже сопровождались стычками с полицией.
Крупнейший французский профсоюз, Всеобщая конфедерация труда (CGT), провела новые забастовки и демонстрации 5 и 9 апреля. Профсоюз намерен выводить людей на улицы «вплоть до отмены» законопроекта о реформе.
Как проходили ночи на ногах
31 марта в Париже родилось движение “Nuit debout” — «Ночь на ногах» или «Ночное стояние». Его участники разбили лагерь на площади Республики, где по традиции проходят все крупные митинги и манифестации. К парижской акции присоединились жители нескольких крупных французских городов, создав лагеря по аналогии с тем, что появился на парижской площади Республики. Лагеря эти быстро росли, «даже несмотря на дождливую погоду», сообщает сайт RFI. «Тулуза, Ренн, Нант и Страсбург — везде участники движения подчёркивают свою полную независимость от политических партий и профсоюзов, заявляя о своей принадлежности к совершенно новой политической эпохе», — рассказывает это французское русскоязычное сетевое издание.
У истоков движения “Nuit debout” стоит коллектив «Общая борьба», созданный по инициативе альтернативной газеты Fakir. Он объединил почти триста человек совершенно разного социального и профессионального уровня: студентов, пенсионеров, крестьян-фермеров, безработных и даже нелегальных иммигрантов. Название коллектива — «общая борьба» — предполагает объединение протеста разных социальных групп в один.
В движении есть, естественно, политические активисты, но афишировать “Nuit debout” свои взгляды они не торопятся: движение «Nuit debout» провозгласило себя как абсолютно аполитичное. Его девиз «Никакого флага, никакого лидера», что указывает на то, что на самом деле инициаторами движения стали анархисты.
«Самая важная вещь — это то, что люди приходят сюда без партийных идеологий, без партбилета. Большинство из нас не имеет никакого отношения к традиционной французской политической борьбе. Но даже те, кто приходят к нам из политических партий, соглашаются с тем, что здесь об этом не говорят, здесь это не афишируют. Такое правило установлено, чтобы не допустить использования нашего движения в чьих-либо политических интересах, — рассказал RFI один из участников «Ночного стояния». — Сейчас для нас наступает новый этап. После всеобщего протеста мы начинаем что-то предлагать сами, что-то созидать. На первый взгляд, это очень впечатляет, это напоминает всеобщий хаос, какой-то базар. Но это „организованный базар”, если так можно выразиться. Мы начинаем создавать комиссии, назначать ответственных за организацию, которые регулярно меняются, чтобы не допустить никакого лидерства. Они помогают распространять информацию. Есть Народная ассамблея, в ходе которой каждый может высказаться, и Генеральная ассамблея, на которой все голосуют».
Копируя опыт «Возмущённых» (Indignados) в Испании или «оккупантов» Уолл-стрит в Нью-Йорке, участники «Ночи на ногах» разбили движение на «комиссии». Одна из них, например, распределяет поступающие пожертвования, продукты питания, организует съемку и налаживает аппаратуру для выступлений. Существуют также «комиссии» по коммуникации, по изготовлению лозунгов, по организации питания участников. Как известно, из движения Indignados выросла испанская партия «Подемос» («Мы можем»), но пока в планы французских «возмущенных» создание партии не входит, даже наоборот.
На вопрос, берут ли французы пример с испанского движения Indignados, один из участников «Ночи на ногах» ответил: «Конечно, мы не можем не думать о них, когда говорим об организации. Для нас это пример не политический, а методологический. Мы перенимаем их опыт, на их примере учимся использовать соцсети. В политическом же плане, я думаю, что во Франции что-то изменится, что время разделится на “до” и “после” “Nuit debout”».
Все предложения участники “Nuit debout” обсуждают на «Генеральных ассамблеях», на которых выступить может каждый желающий, но его выступление не должно длиться более пяти минут. На выступления слушатели реагируют специальными жестами поддержки либо несогласия.
«Когда мы согласны, мы аплодируем вот так: поднимаем руки и трясем ими, чтобы не производить шума. Когда мы не согласны, то мы скрещиваем руки над головой, кисти сжаты в кулак. Если кто-то говорит слишком долго, то мы начинаем делать круги руками, типа, закругляйся», — объясняет один из активистов “Nuit debout”.
Кроме этого, у движения существуют так называемые «книги жалоб», куда вносятся все идеи участников по реформированию современного французского общества. Так, идея о принятии новой Конституции и провозглашении Шестой Республики встречается довольно часто.
Пабло де ла Пуэнте, член испанской партии «Подемос», координатор одной комиссии, организующей работу Генеральной Ассамблеи, так объясняет причины возникновения движения: «Наша цель — открыть пространство для обмена мнениями. Это основа любой демократии. Во Франции уже несколько лет копилось всеобщее недовольство, вызванное как политикой Франсуа Олланда, так и отсутствием реальной политической альтернативы».
Инфильтрация активистов испанской «Подемос» во французскую “Nuit debout” не всем по душе. «Здесь есть люди, которые борются за влияние, которые призывают построить Шестую Республику. Для меня же движение — это способ выразить мнение народа, несогласного народа. И я надеюсь, что оно перерастет во что-то более значимое, чем очередная политическая партия типа “Подемос” или “Сириза”. Эти партии уже показали свою неспособность предложить что-либо новое и революционное», — заявил активист “Nuit debout” Камий.
Во французской прессе активно обсуждается вопрос, во что выльются «Ночи на ногах»: во французский Майдан или же плавно перейдут в традиционное для европейской демократии политическое русло, превратившись в партию?
Вот, например, как рассуждает политолог, специалист по антиглобалистским движениям Эдди Фугье: «Мне кажется очевидным, что вскоре движением “Nuit debout” попытаются воспользоваться политики. Само движение оформится как структура. Это видно на опыте Испании. Хотя сами участники категорически отказываются от наклеивания какого-либо политического ярлыка на своё движение. Они не хотят создавать никакого комитета, выбирать представителей. Они настаивают на так называемой “горизонтальной демократии”, то есть не хотят иметь никакой иерархии. Они разработали совершенно особый способ высказываться и принимать решения. Так было и в Испании. Но её опыт показывает: у движения Indignados постепенно сложилась структура вокруг партии “Подемос”, которая затем участвовала в выборах.
Я думаю, движение “Nuit debout” вряд ли присоединится к какой-либо существующей политической партии. А вот превращение самого движения в новую партию может быть продиктовано политическим календарем Франции, где очень скоро пройдут президентские выборы».
Иного мнения придерживается социолог Мишель Физ. Он считает, что движение «Ночь на ногах», как и все его предшественники (будь то испанские Indignados, американское «Occupy Wall Street» или греческое «поколение 700 евро») — это зарождение новой формы демократии эпохи глобализма и социальных сетей. Такие движения, как и украинский Майдан, и арабские цветные революции, возникают стихийно.
«Я думаю, что это явление уже надёжно закрепилось как новая форма протеста, — говорит Мишель Физ. — Люди больше не хотят выражать свой протест только в ходе больших манифестаций, которые быстро завершаются, и после этого ничего не происходит. Люди хотят свой протест как бы закрепить. Я думаю, что в этом проявляется полное разочарование народа в политике и политиках. Граждане убедились в неэффективности нашего политического устройства, причём убедились они не только сейчас — это копилось годами, если не десятилетиями. И наконец они решили действовать не через политиков, а напрямую. И в первых рядах такого движения — молодёжь, потому что именно молодёжь чувствует себя полностью забытой политиками. Я думаю, что вскоре к движению “Ночь на ногах” подключится не только необразованная безработная молодёжь из бедных кварталов, но и дипломированные молодые специалисты, которые тоже чувствуют себя исключенными из общества».
Одни предсказывают движению большое будущее, другие — медленное угасание. «Называйте это как хотите, — говорит журналист и режиссёр Франсуа Рюффен, стоящий у истоков движения (он является главным редактором газеты Fakir и автором документального фильма «Спасибо, шеф!»). — Нашей целью не является политика. Мы хотим, прежде всего, вызволить людей из оцепенения, побороть их чувство беспомощности перед политиками, разбудить в них граждан. В этом отношении наш проект скорее эмоциональный, нежели политический».
«Наверное, это так и есть. И если посмотреть на ночную толпу на площади Республики именно с такой точки зрения, становится понятно, что «Ночь на ногах» играет более важную роль в общественной жизни страны, чем требование отмены какой-то там реформы Трудового кодекса», — такой вывод делает издание RFI.
Социалисты настаивают
Премьер-министр Манюэль Вальс заявил, что правительство отступать не собирается. «Это важная и нужная реформа», — убеждён глава правительства. Однако после волны демонстраций и забастовок правительство согласилось отозвать некоторые наиболее спорные пункты нового законопроекта о труде, который, согласно утверждениям его автора, министра труда Мириам Эль Комри, призван оживить рынок труда за счёт либерализации законодательства в вопросах увольнения сотрудников и регламентировании продолжительности трудовой недели. Однако противники реформы требуют полного отзыва законопроекта.
«Примечательно, что на улицы сегодня выходят не столько сторонники политической оппозиции, сколько традиционный электорат самой Соцпартии, — отмечает известный французский политолог Бернар Сананес. — Это серьёзное предупреждение для действующих властей и лично президента Франсуа Олланда. Ведь до следующих президентских выборов во Франции остается всего год».