Михаил ПУЛИН
Жизнь нужно прожить так, чтобы о ней можно было написать книгу. Обстоятельства, конечно же, порой вносят свои суровые коррективы в упомянутый идеал, но тем не менее судьбы тех, кто ярко выделяется на фоне серой обывательской массы, не могут не вызывать восхищения.
Один в прошлом весьма талантливый, а ныне исписавшийся и впавший в старческий маразм писатель в своё время метко окрестил таких персонажей «священными монстрами». Об одном из них мы и поговорим.
Что Вы знаете о Николае Рерихе? Рерих-художник ещё при своей жизни получил мировое признание, Рерих-писатель и Рерих-поэт известны лишь знатокам вопроса, а вот деятельность Рериха-путешественника, исследователя и мыслителя вот уже много-много лет покрыта чёрной пеленой неизвестности.
Впрочем, не удивительно. Массам известно то, что дозволено знать власть имущими, а взгляды на жизнь, философию и историю, которых придерживался талантливый и самобытный художник, никогда не совпадали с мейнстримом.
Шли 20-е годы минувшего века, эпохи не только развивающегося семимильными шагами научно-технического прогресса, но и небывалого интереса к исследованию древности, изучению истории, всему тому, что мы называем наследием предков. В те годы общества, объединяющие любителей старины, культуры древних народов и цивилизаций появлялись словно грибы после дождя, и немало лучших умов того времени отдали дань уважения этому безусловно важному и необходимому делу.
Восточные мотивы, интерес к культуре Тибета, Гималаев и Индии прослеживаются в творчестве художника, начиная с 10-х годов XX века. Вероятно, примерно с этого же времени Рерих начинает придерживаться гипотезы о единых корнях русской и индийской культур. Гипотеза требовала подтверждения, и Рерих задумывает экспедицию по маршруту переселения древних арийских племён — путешествие через самоё сердце Азии.
Собрав деньги с американских поклонников своего творчества, как бы сказали сегодня, методом краудфандинга, и основательно снарядив экспедицию, он пускается в путь.
Где находятся или когда-то находились легендарное Беловодье и священная страна Шамбала? Что на самом деле скрывается под описанными в фольклоре разных народов образами так называемых снежных людей? Кто оставил нам необъяснимые с позиций современной науки сооружения и артефакты? Где скрывается первоисточник древних арийских солнечных культов?
Безжизненные леса полусожжёных карагачей, песчаные бури солончаковых пустошей, величие Алтайских и Гималайских гор, хрустальный блеск быстрых и ледяных рек, бродячие скопища золотоискателей в местности Чёрного Иртыша, отроги Тарбогатайских гор, изобилующие разбойничьими бандами кровожадных киргизов, у которых в те времена обычай грабежа, «барантачества», был своего рода национальной традицией, наделённые неограниченной властью правители, приказывающие в наказание за засуху сечь розгами идол водяного бога, роскошь дворцов и отчаянная нищета бедняцких глинобиток, монгольская столица Урга над которой ещё витал дух самодержца пустыни-барона Унгерна, оракулы, колдуны и шаманы, пёстрое разнообразие религиозных культов и сект — чего только не встретилось на пути экспедиции!
Труден был путь через сердце Азии. Караван, состоящий из десятков людей и более чем ста вьючных животных, был в пути долгие шесть лет. Какие только испытания не пришлось пережить путникам! Экспедицию заметало снегом на горных перевалах, на которые и по сей день с опаской восходят даже профессиональные альпинисты; люди замерзали заживо в лютый мороз, страдали от болезней и разреженного воздуха горных вершин, попадали в плен к тибетским военным…
Между тем, в путевых заметках Рериха, дошедших до нас в виде дневника «Алтай — Гималаи» и повествования «Сердце Азии», лаконично, почти что буднично, описаны факты и явления, которые несколько десятков лет спустя станут мировыми сенсациями. Снежный человек, священная страна Шамбола, религия левосторонней свастики Бон По…
В Гималаях духовные учителя Востока — Махатмы — поручают Рериху важную миссию — передать правительству молодой Советской Республики послание, начинающиеся строками: «На Гималаях мы знаем совершенное Вами. Вы упразднили церковь, ставшую рассадником лжи и суеверий. Вы уничтожили мещанство, ставшее проводником предрассудков. Вы разрушили тюрьму воспитания. Вы уничтожили тюрьму лицемерия. Вы сожгли войско рабов. Вы раздавили пауков наживы. Вы закрыли ворота ночных притонов. Вы избавили землю от предателей денежных. Вы признали, что религия есть учение всеобъемлемости материи. Вы признали ничтожность личной собственности…»
Прервав экспедицию и срочно отправившись с визитом в Москву, Рерих получает аудиенцию у наркома иностранных дел СССР Георгия Чичерина и передаёт послание ему. Подробности этой встречи до сих пор остаются загадкой, став почвой для многочисленных слухов и домыслов. Да, собственно, и само послание стало достоянием общественности (да и то лишь частично) лишь в 60-е годы XX века.
В те времена ещё слишком многие смотрели на события Октября 1917 года несколько иначе, чем сейчас, видя в них мессианский смысл. Тогда, в начале 20-х, лишь только самые прозорливые догадывались о том, что молодая Республика, провозгласившая своей целью уничтожение основы основ капиталистического мира и построение нового свободного и справедливого общества, уже в весьма в скором времени превратится в свою собственную противоположность — империалистическую сверхдержаву с государственно-капиталистическим хозяйственным укладом и репрессивным аппаратом огромной мощности.
Шесть лет спустя после своего начала, пройдя путь длинной в несколько тысяч километров через самое сердце азиатского континента, экспедиция завершилась. Каковы же её итоги? Именно в дневниковых записях Николая Рериха мы можем ознакомиться с многочисленными зарисовками тех фактов, которые впоследствии лягут в основу доказательной базы ревизионистских исторических теорий. И, в первую очередь, это конечно же доказательство поразительной близости древней славянской и индо-арийской культур. К такому выводу можно прийти, проведя сравнительный анализ оружия, национальных костюмов, украшений и прочих предметов материальной культуры, мифов, сказаний и легенд, принадлежавших народам, имеющим гораздо больше общего, чем принято считать.
Николай Рерих совершенно не вписывался в советскую систему идеологических координат с её вульгарной апологетикой материализма, разрывом связей с историей древних эпох и оторванностью от почвы.
Чем больше мы узнаем, тем больше нам становится неведомо. Рериховская трансгималайская экспедиция оставила после себя куда больше вопросов чем ответов, что тоже, несомненно, является важным итогом многотрудного пути. Где находятся или когда-то находились легендарное Беловодье и священная страна Шамбала? Что на самом деле скрывается под описанными в фольклоре разных народов образами так называемых снежных людей? Кто оставил нам необъяснимые с позиций современной науки сооружения и артефакты? Где скрывается первоисточник древних арийских солнечных культов, объединяющих столь многие племена и народы Евразии? Каждая из этих загадок всё ещё ждёт своих исследователей.
Самобытный художник во многом слишком опередил время. Высказываемые им идеи о бережном отношении к матери-природе, об охране культурного наследия, исторических памятников и артефактов не были оценены по достоинству современниками.
В нашей стране, где общественная и историческая мысль долгие годы были тесно скованы мёртвыми догматами марксистко-ленинской философии, ни о каком развитии рериховского наследия не могло быть и речи. Несмотря на всю свою кажущуюся «левизну», поддержку идей коммунизма, Николай Рерих совершенно не вписывался в советскую систему идеологических координат с её вульгарной апологетикой материализма, разрывом связей с историей древних эпох и оторванностью от почвы. Тем не менее, ценнейший опыт не пропал даром, и уже через пару десятилетий по следам трансгималайской экспедиции пошли уже те, для которых до сих пор распространённая здесь древняя солярная символика значила куда больше, чем просто повод для исторического исследования…