В ЦПКиО раздавались «Вопли льва» из Бордо

Дмитрий ЖВАНИЯ

Все, кто знает историю, помнят, что был «Тигр Франции» — Жорж Клемансо — политик, который привёл Францию к победе в Первой мировой войне. В общем и целом он был правым парнем, «радикальным республиканским консерватором», государственным мужем, олицетворением французской буржуазии. Именно он предложил в своё время «поставить вокруг большевизма железный занавес». А 5 июля в Санкт-Петербурге вновь выступили левые французские львы — команда Les Hurlements d’Leo («Рёв льва»).

Некоторые песни французского коллектива  Les Hurlements d’Leo  вполне могли бы стать гимнами антибуржуазного движения
Некоторые песни французского коллектива Les Hurlements d’Leo вполне могли бы стать гимнами антибуржуазного движения

«Рёв льва» (или «Вопли льва») — это экстравагантная и очень энергичная смесь традиционного французского городского романса — шансона (не путать с русским), ска, этно-панка, рок-кабаре, элементов балканской цыганщины и ориентальной музыки. Это — звуки скрипки, контрабаса, саксофона, трубы, тромбона, аккордеона и, конечно же, ударных и всех видов гитар. На концерте Les Hurlements d’Leo романтик предаётся мечтам под песни о Paris и amour, а человек с переизбытком энергии прыгает под ска-панк.

«Трогательные баллады (Ici D’ailleurs /А,  впрочем, вот/, La Malle En Mai /Ствол в мае) соседствуют с динамичными боевиками (Le Bonimenteur /Зазывала) и создают целый мир, полный оттенков и различий, мир, избегающий упрощённости и однообразия. Настроению праздника не чужда и некая серьёзность, чувство порыва присутствует наравне с трогательной нежностью, энергия обогащается различными оттенками и блужданиями ощущений. <…>

Тексты песен — это утончённая поэзия дня сегодняшнего, их важность в творчестве группы велика, однако лирике не отводится основное место. Потенциал обворожительных мелодий усиливается богатством инструментальной палитры и красотой аранжировок, в которых в немыслимых комбинациях свободно смешивается множество стилей, витиевато петляя между панком, роком, шансоном и различными проявлениями фолка», — читаем мы в статье о Les Hurlements d’Leo.

Такой коллектив, как Les Hurlements d’Leo должен быть гвоздём программы любого мероприятия, в других странах они выступают перед стадионами, а на «Стереолете» парни играли перед сотней человек — и это по самым оптимистическим подсчётам. Было видно, что они разочарованы…
Такой коллектив, как Les Hurlements d’Leo должен быть гвоздём программы любого мероприятия, в других странах они выступают перед стадионами, а на «Стереолете» парни играли перед сотней человек — и это по самым оптимистическим подсчётам. Было видно, что они разочарованы…

Поскольку для того, чтобы оценить поэзию «Воплей», нужно хорошо знать французский язык, а хорошее знание французского — не мой конёк, я вынужден полностью доверять мнению автора этой статьи. Что касается инструментальной составляющей творчества Les Hurlements d’Leo, то оно не слишком выдающееся, если его оценивать с формальной точки зрения. Но именно под этим углом его и не надо оценивать. На то это и «Вопли льва», а не «Лебединое озеро». Музыка Les Hurlements d’Leo порой перерастает в какофонию. Но это делается специально — чтобы передать энергию песню. Иногда кажется, что саксофон живёт на сцене по своим нотам, а, скажем, гитара — по своим. Но вместе, если к тем звукам, что издают они, прибавить звуки других инструментов, и помножить всё это на вокал или вокалы, то получаются экстраординарные «Вопли льва».

Некоторые песни французского коллектива вполне могли бы стать гимнами антибуржуазного движения: Révolution, La liberté ou la mort «Свобода или смерть»), которая заканчивается строчкой La liberté mon amour («Свобода — моя любовь»), и другие. Les Hurlements d’Leo — группа из того ряда, в котором находятся Ману Чао, Тонино Каратоне, итальянская «Банда бордо». Была в этом списке и другая итальянская команда — «Банда Бассоти», пока не начала размахивать флагами ДНР и прочей «Новороссии». Участники Les Hurlements d’Leo утверждают, что назвали свой коллектив в честь героини Парижской коммуны Андре Лео, расстрелянной во время кровавой недели 1871 года, когда от ядер, пуль и штыков версальцев погибло 30 тысяч коммунаров.

На последнем концерте (организованном Французским институтом в Санкт-Петербурге), что проходил в петербургском ЦПКиО в рамках фестиваля «Стереолето-2015» и празднования Дня Бастилии, кто-то из зрителей-слушателей, чтобы поблагодарить музыкантов Les Hurlements d’Leo, крикнул: “Vive la France!” На что солист и гитарист Лоран Буске (Лоло) бросил: «Рourquoi?» — с чего это вдруг? А потом добавил: «Это клич блядей!» Крикнуть на концерте Les Hurlements d’Leo «Да здравствует Франция!» всё равно, что на выступлении нашего Нойз МС зарядить «Слава России!».

В других странах "Вопли льва" они выступают перед стадионами
В других странах «Вопли льва» они выступают перед стадионами

Кричать во Франции “Vive la France!” — исключительно правый удел. Я знаю французских гошистов (леваков, gauche — левый) не понаслышке — всё же проработал с Lutte Ouvriere почти пять лет. Был у меня друг и политический наставник Пьер. Помню, мой тесть пригласил нас на грузинское застолье. Грузины подняли в честь Пьера тост за Францию. На что Пьер не слишком дипломатично заявил: «Мне ваш тост отвратителен!» и вышел из-за стола. Грузины остались в недоумении — они всегда пьют за Грузию…  Почему бы не выпить и за Францию? 

Les Hurlements d’Leo — не только поют бодрящие революционные песни, но и ведут старый-добрый анархистский образ жизни, и пусть современные анархистские поборники вегетарианства и здорового образа жизни на меня не обижаются. «Сначала нам просто хотелось собраться и выпить. Мы выпивали и бродили по свету. А сегодня мы выпиваем, бродим по свету и за счёт этого живём», — честно заявляют французские музыканты. И не кокетничают. Я в этом убедился на их концерте в ЦПКиО 5 июля: Лоло на сцене выпил стакана три вина, а потом ещё и закурил, контрабасист Рено с какой-то труднопроизносимой фамилией Eychenne опустошил две кружки пива. Да и другие ребята были навеселе. Я стоял рядом со сценой и всё видел! Однако на качестве концертов «Воплей льва» употребление алкоголя его участниками не сказывается. И пусть Роснадзор (или как там его) не считает это пропагандой алкоголя.

Конечно, Les Hurlements d’Leo играют не только для того, чтобы заработать себе на вино и пиво. Понятное дело, что алкоголь — это часть образа, наследие панк-рока, не более. Если бы музыканты слишком сильно налегали на спиртное, то Les Hurlements d’Leo давно бы перестали существовать, а образовалась группа ровно 20 лет назад, в 1995-м, в Бордо. За это время ребята объездили почти весь, включая бедные африканские страны и все страны Восточной Европы.

Душой Chapelier Fou («Безумный шляпник») является французский мультиинструменталист, дипломированный магистр музыковедения и виртуозный скрипач Луи Варински
Душой Chapelier Fou («Безумный шляпник») является французский мультиинструменталист, дипломированный магистр музыковедения и виртуозный скрипач Луи Варински

Коллектив играл на фестиваль Fukuoka live summit в Японии — неофициальной части саммита представителей стран «большой восьмёрки» на Окинаве в июне 2000 года, где познакомились с музыкантами петербургской группы Tequilajazzz. Часто часть денег от продажи билетов и дисков «Вопли льва» перечисляют в различные неправительственные гуманитарные фонды. Вообще говоря, очень странно, что Les Hurlements d’Leo в России знают в основном франкофилы, а не местные леваки. На Западе в левой среде «Вопли льва», ещё раз повторю, известны не хуже, чем Ману Чао.

В Россию Les Hurlements d’Leo приезжают не в первый раз. Я был на их первом российском концерте, который проходил в Петербурге на пляже Петропавловской крепости 14 июля 2003 года в рамках фестиваля «Бастилия-2003» (первый фестиваль в Петербурге в честь Великой французской революции). Потом они давали концерты в петербургском клубе клубе «Китайский лётчик Джао Да», в Москве и даже в Архангельске. 21 марта 2012 года в питерском клубе «Зал ожидания» они представили альбом Bordel de luxe

Очень жаль, что их последний концерт, на Стереолете-2015, совпал по времени с концертом Бориса Гребенщикова в рамках того ежегодного музыкального фестиваля. Такой коллектив, как Les Hurlements d’Leo должен быть гвоздём программы любого мероприятия, в других странах они выступают перед стадионами, а на «Стереолете» парни играли перед сотней человек — и это по самым оптимистическим подсчётам. Было видно, что они разочарованы… Они честно отработали свой час, но на бис не вышли, хотя немногочисленные их фанаты, том числе и я, усердно били в ладоши, вопя: “Allez, encore!” («Давай ещё!»)…

«Баден-Баден» под предводительством Эрика Жавелля -  эти парни поют в основном о любви
«Баден-Баден» под предводительством Эрика Жавелля — эти парни поют в основном о любви

Уверен, что многие пожалеют, что предпочли вечного Б.Г. бордосским «Воплям льва». Б.Г., конечно, человек хороший. Это даже не человек…  Он пребывает в пространстве где-то между Богом и нами — рядом со святыми. И он точно знает, что «Бог есть свет и никакой тьмы». Некоторые посещают его концерты, чтобы причаститься. Не ходить же для этого в учреждения РПЦ! Но с географической точки зрения, Б.Г. живёт рядом с нами, а Les Hurlements d’Leo — во Франции и навещают нас не каждый год.

Так что тем, кто ошибся, я советую раздобыть альбомы «Воплей льва», а их немало. На мой взгляд, самые лучшие их них это: первый альбом Le Café des Jours Heureux («Кафе счастливых дней») и последний Bordel de luxe («Бордель высшего класса»). Только в рунете выложено 840 (!) композиций Les Hurlements d’Leo. Но никакое прослушивание диска не сравнится с живым концертом, тем более, что участники Les Hurlements d’Leo — не просто музыканты, но и артисты, которые выкладываются до отказа, если чувствуют энергию публики. А на этот раз её было мало… И её энергии не хватило.

Что касается французской части «Стреолета-2015» в целом, то она это была очень достойная программа. И разноплановая. Les Hurlements d’Leo вышли последними, а первыми играли ребята из интересного коллектива Chapelier Fou («Безумный шляпник»), душа которого —  французский мультиинструменталист, дипломированный магистр музыковедения и виртуозный скрипач Луи Варински. С 2008 года Луи выходит он работает со скрипкой и комплектом драм-машин, ноутбуков и сэмплеров, чтобы создать смешение живого скрипичного звука и электроники. Луи выступил на «Стереолете» со своим новейшим, третьим, альбомом Deltas.

Народ веселили два барабанщика-эксцентрика Янн Косте и Себастиан Рамбо — коллектив Fills Monkey («Мартышкин труд»). Они, кстати говоря, собрали больше всего публики перед сценой, которая после их шоу и пошла внимать проповедям Б.Г.
Народ веселили два барабанщика-эксцентрика Янн Косте и Себастиан Рамбо — коллектив Fills Monkey («Мартышкин труд»). Они, кстати говоря, собрали больше всего публики перед сценой, которая после их шоу и пошла внимать проповедям Б.Г.

Затем настало время романтических девушек и влюблённых, так как на сцене появилась группа «Баден-Баден» под предводительством Эрика Жавелля. Эти парни поют в основном о любви. И чтобы передавать все тонкости такого сложного чувства, они большое внимание уделяют музыкальной стороне дела — каждая нота или удар у них выверены.

А потом народ веселили два барабанщика-эксцентрика Янн Косте и Себастиан Рамбо — коллектив Fills Monkey («Мартышкин труд»). Они, кстати говоря, собрали больше всего публики перед сценой, которая после их шоу и пошла внимать проповедям Б.Г.

Песня Les Hurlements d’Leo «Революция»:

 

Добавить комментарий