Дмитрий ЖВАНИЯ
Все, кто знает историю, помнят, что был «Тигр Франции» — Жорж Клемансо — политик, который привёл Францию к победе в Первой мировой войне. В общем и целом он был правым парнем, «радикальным республиканским консерватором», государственным мужем, олицетворением французской буржуазии. Именно он предложил в своё время «поставить вокруг большевизма железный занавес». А 5 июля в Санкт-Петербурге вновь выступили левые французские львы — команда Les Hurlements d’Leo («Рёв льва»).
«Рёв льва» (или «Вопли льва») — это экстравагантная и очень энергичная смесь традиционного французского городского романса — шансона (не путать с русским), ска, этно-панка, рок-кабаре, элементов балканской цыганщины и ориентальной музыки. Это — звуки скрипки, контрабаса, саксофона, трубы, тромбона, аккордеона и, конечно же, ударных и всех видов гитар. На концерте Les Hurlements d’Leo романтик предаётся мечтам под песни о Paris и amour, а человек с переизбытком энергии прыгает под ска-панк.
«Трогательные баллады (Ici D’ailleurs /А, впрочем, вот/, La Malle En Mai /Ствол в мае) соседствуют с динамичными боевиками (Le Bonimenteur /Зазывала) и создают целый мир, полный оттенков и различий, мир, избегающий упрощённости и однообразия. Настроению праздника не чужда и некая серьёзность, чувство порыва присутствует наравне с трогательной нежностью, энергия обогащается различными оттенками и блужданиями ощущений. <…>
Тексты песен — это утончённая поэзия дня сегодняшнего, их важность в творчестве группы велика, однако лирике не отводится основное место. Потенциал обворожительных мелодий усиливается богатством инструментальной палитры и красотой аранжировок, в которых в немыслимых комбинациях свободно смешивается множество стилей, витиевато петляя между панком, роком, шансоном и различными проявлениями фолка», — читаем мы в статье о Les Hurlements d’Leo.
Поскольку для того, чтобы оценить поэзию «Воплей», нужно хорошо знать французский язык, а хорошее знание французского — не мой конёк, я вынужден полностью доверять мнению автора этой статьи. Что касается инструментальной составляющей творчества Les Hurlements d’Leo, то оно не слишком выдающееся, если его оценивать с формальной точки зрения. Но именно под этим углом его и не надо оценивать. На то это и «Вопли льва», а не «Лебединое озеро». Музыка Les Hurlements d’Leo порой перерастает в какофонию. Но это делается специально — чтобы передать энергию песню. Иногда кажется, что саксофон живёт на сцене по своим нотам, а, скажем, гитара — по своим. Но вместе, если к тем звукам, что издают они, прибавить звуки других инструментов, и помножить всё это на вокал или вокалы, то получаются экстраординарные «Вопли льва».
Некоторые песни французского коллектива вполне могли бы стать гимнами антибуржуазного движения: Révolution, La liberté ou la mort «Свобода или смерть»), которая заканчивается строчкой La liberté mon amour («Свобода — моя любовь»), и другие. Les Hurlements d’Leo — группа из того ряда, в котором находятся Ману Чао, Тонино Каратоне, итальянская «Банда бордо». Была в этом списке и другая итальянская команда — «Банда Бассоти», пока не начала размахивать флагами ДНР и прочей «Новороссии». Участники Les Hurlements d’Leo утверждают, что назвали свой коллектив в честь героини Парижской коммуны Андре Лео, расстрелянной во время кровавой недели 1871 года, когда от ядер, пуль и штыков версальцев погибло 30 тысяч коммунаров.
На последнем концерте (организованном Французским институтом в Санкт-Петербурге), что проходил в петербургском ЦПКиО в рамках фестиваля «Стереолето-2015» и празднования Дня Бастилии, кто-то из зрителей-слушателей, чтобы поблагодарить музыкантов Les Hurlements d’Leo, крикнул: “Vive la France!” На что солист и гитарист Лоран Буске (Лоло) бросил: «Рourquoi?» — с чего это вдруг? А потом добавил: «Это клич блядей!» Крикнуть на концерте Les Hurlements d’Leo «Да здравствует Франция!» всё равно, что на выступлении нашего Нойз МС зарядить «Слава России!».
Кричать во Франции “Vive la France!” — исключительно правый удел. Я знаю французских гошистов (леваков, gauche — левый) не понаслышке — всё же проработал с Lutte Ouvriere почти пять лет. Был у меня друг и политический наставник Пьер. Помню, мой тесть пригласил нас на грузинское застолье. Грузины подняли в честь Пьера тост за Францию. На что Пьер не слишком дипломатично заявил: «Мне ваш тост отвратителен!» и вышел из-за стола. Грузины остались в недоумении — они всегда пьют за Грузию… Почему бы не выпить и за Францию?
Les Hurlements d’Leo — не только поют бодрящие революционные песни, но и ведут старый-добрый анархистский образ жизни, и пусть современные анархистские поборники вегетарианства и здорового образа жизни на меня не обижаются. «Сначала нам просто хотелось собраться и выпить. Мы выпивали и бродили по свету. А сегодня мы выпиваем, бродим по свету и за счёт этого живём», — честно заявляют французские музыканты. И не кокетничают. Я в этом убедился на их концерте в ЦПКиО 5 июля: Лоло на сцене выпил стакана три вина, а потом ещё и закурил, контрабасист Рено с какой-то труднопроизносимой фамилией Eychenne опустошил две кружки пива. Да и другие ребята были навеселе. Я стоял рядом со сценой и всё видел! Однако на качестве концертов «Воплей льва» употребление алкоголя его участниками не сказывается. И пусть Роснадзор (или как там его) не считает это пропагандой алкоголя.
Конечно, Les Hurlements d’Leo играют не только для того, чтобы заработать себе на вино и пиво. Понятное дело, что алкоголь — это часть образа, наследие панк-рока, не более. Если бы музыканты слишком сильно налегали на спиртное, то Les Hurlements d’Leo давно бы перестали существовать, а образовалась группа ровно 20 лет назад, в 1995-м, в Бордо. За это время ребята объездили почти весь, включая бедные африканские страны и все страны Восточной Европы.
Коллектив играл на фестиваль Fukuoka live summit в Японии — неофициальной части саммита представителей стран «большой восьмёрки» на Окинаве в июне 2000 года, где познакомились с музыкантами петербургской группы Tequilajazzz. Часто часть денег от продажи билетов и дисков «Вопли льва» перечисляют в различные неправительственные гуманитарные фонды. Вообще говоря, очень странно, что Les Hurlements d’Leo в России знают в основном франкофилы, а не местные леваки. На Западе в левой среде «Вопли льва», ещё раз повторю, известны не хуже, чем Ману Чао.
В Россию Les Hurlements d’Leo приезжают не в первый раз. Я был на их первом российском концерте, который проходил в Петербурге на пляже Петропавловской крепости 14 июля 2003 года в рамках фестиваля «Бастилия-2003» (первый фестиваль в Петербурге в честь Великой французской революции). Потом они давали концерты в петербургском клубе клубе «Китайский лётчик Джао Да», в Москве и даже в Архангельске. 21 марта 2012 года в питерском клубе «Зал ожидания» они представили альбом Bordel de luxe.
Очень жаль, что их последний концерт, на Стереолете-2015, совпал по времени с концертом Бориса Гребенщикова в рамках того ежегодного музыкального фестиваля. Такой коллектив, как Les Hurlements d’Leo должен быть гвоздём программы любого мероприятия, в других странах они выступают перед стадионами, а на «Стереолете» парни играли перед сотней человек — и это по самым оптимистическим подсчётам. Было видно, что они разочарованы… Они честно отработали свой час, но на бис не вышли, хотя немногочисленные их фанаты, том числе и я, усердно били в ладоши, вопя: “Allez, encore!” («Давай ещё!»)…
Уверен, что многие пожалеют, что предпочли вечного Б.Г. бордосским «Воплям льва». Б.Г., конечно, человек хороший. Это даже не человек… Он пребывает в пространстве где-то между Богом и нами — рядом со святыми. И он точно знает, что «Бог есть свет и никакой тьмы». Некоторые посещают его концерты, чтобы причаститься. Не ходить же для этого в учреждения РПЦ! Но с географической точки зрения, Б.Г. живёт рядом с нами, а Les Hurlements d’Leo — во Франции и навещают нас не каждый год.
Так что тем, кто ошибся, я советую раздобыть альбомы «Воплей льва», а их немало. На мой взгляд, самые лучшие их них это: первый альбом Le Café des Jours Heureux («Кафе счастливых дней») и последний Bordel de luxe («Бордель высшего класса»). Только в рунете выложено 840 (!) композиций Les Hurlements d’Leo. Но никакое прослушивание диска не сравнится с живым концертом, тем более, что участники Les Hurlements d’Leo — не просто музыканты, но и артисты, которые выкладываются до отказа, если чувствуют энергию публики. А на этот раз её было мало… И её энергии не хватило.
Что касается французской части «Стреолета-2015» в целом, то она это была очень достойная программа. И разноплановая. Les Hurlements d’Leo вышли последними, а первыми играли ребята из интересного коллектива Chapelier Fou («Безумный шляпник»), душа которого — французский мультиинструменталист, дипломированный магистр музыковедения и виртуозный скрипач Луи Варински. С 2008 года Луи выходит он работает со скрипкой и комплектом драм-машин, ноутбуков и сэмплеров, чтобы создать смешение живого скрипичного звука и электроники. Луи выступил на «Стереолете» со своим новейшим, третьим, альбомом Deltas.
Затем настало время романтических девушек и влюблённых, так как на сцене появилась группа «Баден-Баден» под предводительством Эрика Жавелля. Эти парни поют в основном о любви. И чтобы передавать все тонкости такого сложного чувства, они большое внимание уделяют музыкальной стороне дела — каждая нота или удар у них выверены.
А потом народ веселили два барабанщика-эксцентрика Янн Косте и Себастиан Рамбо — коллектив Fills Monkey («Мартышкин труд»). Они, кстати говоря, собрали больше всего публики перед сценой, которая после их шоу и пошла внимать проповедям Б.Г.
Песня Les Hurlements d’Leo «Революция»: