Михаэль ДОРФМАН, Нью-Йорк
Мы – действительно, мировая деревня. О том, что среди ночи полиция снесла манхэттенский палаточный лагерь, я узнал от друга с Украины. Палаточный лагерь в Зукотти-парк (Либерти-парк) – место зарождения «#Захвати Уолл-стрит». Я направился туда.
Люди были на удивление спокойны. Они говорили: «Всё в порядке. Если нам нельзя оставаться на ночь, мы будем приходить в пять утра, манифестировать и уходить в час ночи»; «Всё под контролем. Нас теперь не задушить. Мы уже осознали свою правоту и свою силу». Часть демонстрантов пошла в местный суд, где юристы «#Захвати» опротестовали действия властей. Большой надежды на судью не было. Я спешил, и не стал дожидаться решения. Как и ожидалось, судья разрешил демонстрантам проводить митинги и манифестации, но без палаток, генераторов и прочей инсталляции. В любом случае, через неделю-две холодные и сырые нью-йоркские ветры сделали бы пребывание в лагере затруднительным. В других городах Америки и Канады власти тоже пошли в наступление. Боятся, что лагеря протеста превратятся в пристанище для бездомных, где можно поесть и поспать, а тем самым приобретут постоянный характер. Бедность в Америке – это криминал, и во многих городах закон запрещает сидеть, лежать, спать и даже пить и есть на улице.
Правая пресса, политики и официальные лица развязали против демонстрантов настоящую кампанию клеветы. Их обвиняют во всех беспорядках, преступлениях, смертях и авариях, которые происходят поблизости. К этому демонстранты тоже готовы.
С начала движения прошло всего восемь недель. Тем не менее, Америку не узнать. «#Захвати» сумело изменить всю национальную повестку дня, поднять темы социальной справедливости, от которых раньше политики шарахались, как от чумы. Движение «#Захвати» уже сравнивают с Движением за гражданские права 1960 года. Однако Движение за гражданские права набирало обороты 25 лет, пока с ним начали считаться, как с национальной силой. «#Захвати Уолл-стрит» уже может записать на свой счёт множество достижений. Правда, в отличие от «Чайных партий», ни один политик пока открыто не присоединился к движению, но это как раз говорит о слабости политиков, а не о силе движения. Движение набирает обороты. Готовятся акции на различных уровнях – гражданское неповиновение, протест потребителей и держателей акций, участие в политических кампаниях и многое другое.
Профессор Джефри Сакс – в прошлом вундеркинд свободно-рыночной экономики, а ныне один из её наиболее резких критиков – опубликовал в «Нью-Йорк Таймс» программную статью «Новое прогрессивное движение». Сакс наметил три основные цели движения. Первая – возрождение важнейших государственных услуг, особенно образования, профессиональной подготовки, государственных инвестиций и охраны окружающей среды. Вторая – ликвидация атмосферы безнаказанности, которая поощряется почти в каждой фирме на Уолл-стрит для совершения финансовых махинаций. Третья – восстановление верховенства народа вместо верховенства доллара в Вашингтоне.
Интересно, что и поддержка «#Захвати» расширяется. Если в сентябре-октябре движение находило поддержку в основном среди молодёжи, то теперь большинство поддерживающих движение – люди 40-50 лет, тот самый американский средний класс, который раньше чувствовал себя надёжно в существовавшей системе. Повысилась поддержка и среди людей 50-65 лет.
Мне удалось дозвониться до доктора Сакса. Я спросил его, как он видит дальнейшее развитие событий.
— Д.С.: Я надеюсь на социальные сети, на молодых политиков, которые будут добиваться избрания через интернет, через социальные сети, откажутся от спонсорства большого капитала. Движение «#Захвати» создало благоприятную атмосферу для новой политики.
— М.Д.: Вы имеете в виду третью партию? Имеет ли она шанс между двумя большими? Ведь поляризация в Америке нарастает.
— Д.С.: У нас есть крайне правая партия – республиканцы. Есть правоцентристская – демократы. Обе партии представляют не народ, а подчиняются диктату мощных лобби, Уолл-стрит, Большой Нефти и Углю, Военно-промышленному комплексу. Прогрессивный центр и левая часть американского народа в политике никак не представлена. Этот вакуум будет заполнен. Последние 30 лет мы прислуживаем богатым, сокращаем общественный сектор, урезаем социальные программы. А богатые считают возможным не платить налоги, прятать деньги на Бермудах и в других убежищах. Мы пока ещё не свернули с этого пути, но всё меняется. Быстро ничего не будет. Америка – огромная страна, и все эти процессы занимают время, но, в конце концов, достигают своего. Люди не хотят корпоратократии. Люди хотят демократии. Если ничего не произойдет, то в этой стране будет большое бедствие. Некоторые говорят, что бедствие уже началось.Разгон лагеря Зукотти-парк – это разочарование, но это не означает конца «#Захвати». Это означает начало «#Захвати» с плюсом.
Тем временем движение развивается. Вчера мои племянницы, студентки Гарвардского университета (именно того самого Гарвардского университета – кузницы кадров для корпоративной Америки) сообщили, что присоединяются к «#Захвати Гарвард». Да, В знак протеста студенты массово покинули крупнейший университетский курс «Введение в экономику».
Студенты опубликовали три программных пункта. Они протестуют против: (1) качества развития капитализма в США за последнюю четверть века; (2) соучастия университета и экономических факультетов в систематическом сокрытии или рационализации этого развития; и (3) создания нового пространства для поддержки давно назревшей критики капитализма, начатой движением «#Захвати». Уж если в Гарварде берутся критиковать свободно-рыночный капитализм – то это всё равно, что в Ватикане откажутся от догмата Святой Троицы.
Статьи по теме:
Влад ТУПИКИН. Что такое Уолл-стрит. Спорные тезисы
Александр ШАРОВ. XXI век начался только что
Михаэль ДОРФМАН. На оккупированном Уолл-стрите каждый может найти своё, родное