Лишний раз убеждаюсь в том, что если кто-то был прав глобально, то правота его проявляется и в частных случаях. Вот, к примеру, Маркс утверждал, что классовая солидарность сильнее любой другой и объяснявший практически все процессы, происходящие в обществе, именно этим классовым интересом. Ну, по поводу того, что прямо «все» — тот он, конечно, погорячился. Однако в основном-то он всё же прав. И жизнь это подтверждает раз за разом. В том числе и в самых неожиданных ситуациях.
Именно то, о чём говорит классический марксизм, вспоминается мне, когда я смотрю на ситуацию, разворачивающуюся вокруг актёра Ефремова. Который теперь стал убийцей. Что происходит с многими решившими сесть за руль пьяными. Свято верившими в то, что им это можно. В каком он был состоянии, когда управлял автомобилем (то ли у него был «БМВ», то ли джип «Гранд Чероки» — уже неважно), полагаю, видели уже все. Поглядел и я. И сказать могу только одно — это уже не человек. Впрочем, о моём личном отношении к самому факту данного происшествия я говорить не буду. Это лишнее. Равно как и не буду говорить о реакции на происходящее наиболее отбитой части либеральной общественности. Там всё настолько банально и предсказуемо, что вряд ли представляет интерес. Куда интереснее реакция многих из тех, кто «как бы противостоит» тусовке г-на Ефремова. Тех, кто официально считается у нас «патриотами» и даже где-то «государственниками». Снимает нам восторженно патриотическое кино, заведует «правильной» информационной политикой и рассказывает нам, грешным, как надо правильно любить Родину.
К примеру, в очередной раз удивительно трогательно высказалась г-жа Симоньян в своём многострадальном твиттере. Которая долго рассказывала, как ей жаль «грандиозного актёра» и как бы походя добавляла, что, так и быть, погибшего человека ей тоже жаль. Потом, правда, спохватилась и начала бурно пытаться сгладить «неловкие моменты». Но делала это так, что в комментариях её начали умолять просто замолчать. Справедливости ради замечу, что г-жа Симоньян ни то, чтоб совсем уж неприлично высказалась. Просто она элементарно не очень умный человек, периодически не понимающий, где надо говорить, а где лучше жевать. И её нынешние высказывания ещё более или менее вменяемы, по сравнению с тем, что несли некоторые её коллеги. Например, г-н Прилепин, который и вовсе высказался в том смысле, что «…Ефремова ужасно жаль. Умереть дело не хитрое. А вот когда душа в клочья — тогда как?». То есть, пардон, это он в каком смысле? Он что, тоже вчера пил и употреблял то, что было обнаружено в крови Ефремова помимо алкоголя? Я извиняюсь, но сказать такое в трезвом виде, в здравом уме и при памяти мог только человек, полностью потерявший берега.
Мы наблюдаем трогательное единение Прилепина и Люси Штейн. А что, они ж говорят одно и то же: дескать, а кто без греха, пусть первым бросит камень в известный адрес. Почему так? Забавный вопрос.
И это только два примера — а их масса. По сути мы наблюдаем трогательное единение Прилепина и Люси Штейн. А что, они ж говорят одно и то же: дескать, а кто без греха, пусть первым бросит камень в известный адрес. Почему так? Забавный вопрос. Стоящий в ряду других забавных вопросов. Например: почему государственная корпорация (скромно именующая себя «национальным достоянием») много лет финансирует русофобское «Эхо Москвы»? Или: по какой причине всё никак не посадят г-на Навального? Или: почему на народные деньги был построен «Ельцин-центр»? А вот ещё: почему «грандиозного актёра» выпустили под подписку там, где другой однозначно сидел бы в СИЗО? Ну, вероятно, причина здесь та же, что и в случае ответа на ещё один вопрос: почему «официальные патриоты» и «проклятые либералы» периодически светятся в обнимку на фотографиях в частной обстановке с одних и тех же мероприятий. Да просто они принадлежат даже не к одной тусовке, а к одному классу. В соответствии с чем не видят странного в том, что, скажем, пресс-секретарь главы государства открыто посещает спектакль некоего «великого режиссёра», находящегося под следствием за воровство и являющегося открытым и явным врагом страны. Ещё один милый эпизод из серии «их нравы». И у этого класса/тусовки глобально одни интересы. Как бы они между собой не грызлись (что всерьёз, что на публику). «Грандиозный актёр» Ефремов к этому классу принадлежал. А убитый им мужчина — нет. И можете быть уверены: если бы ситуация была обратной, то этого мужчину из Рязани ни то, что под подписку не выпустили — на него бы вылили тонны всего, что только возможно. И ни у кого не возникал бы вопрос, сядет он или нет.
И это главный вопрос. Давайте-ка вспомним: а кто из этой тусовки вообще сел? Г-н «великий режиссёр» Серебренников не сел и не сядет — даже не знаю, есть ли кто-то верящий, что он получит реальный или даже условный срок. Г-н Радзинский (да, да, тот самый), также задавивший человека, не сел. Про г-на Анатолия Баркова (который «топ-менеджер» Лукойла) я вообще молчу — помните ту восхитительную историю, дорогие россияне? А если вспомнить дело министра Сердюкова? А другие дела аналогичной направленности? По правде говоря, я не могу вспомнить ни одного, завершившегося реальным сроком для кого-то из них. Или, может, у меня память плохая?
Уже не говоря о том, что тот же суперактёр Ефремов попадает в ДТП в пьяном виде уже не раз и не два. И во всех этих случаях у него даже не отнимали права. Хотя того, кого он убил скорее всего уже давно посадили бы.
И это очень наглядный, пусть и трагический, но всё же частный случай, отражающий картину в целом. Ту самую картину, что объединяет г-жу Симоньян и г-на Венедиктова. Картину, за которой стоит одно: классические классовые интересы. Именно о них было то самое известное высказывание г-жа Симоньян про нежелательность действительно свободных выборов в России — мол, «на них победят те, кто нас повесят». Если вдуматься — она ведь говорила совсем не о «русо фашисто». Она говорила именно об этом. О классовых интересах. Которые у них и у нас абсолютно разные. И нет разницы, как они распределяют роли в своей внутренней ролевой игре: кто из них «либерал», а кто «патриот». Главным всегда будет другое:
«Меня научили в школе
Понятью “моё не твоё”.
Но лишь, отучившись, я понял,
Что это ещё не всё.
Одни давились икрою,
Другие кусали кулак.
Вот так я впервые усвоил
Понятие “классовый враг”.
Я понял, как и откуда
Противоречья взялись.
Так было всегда и будет, покуда
Дождь падает сверху вниз» (с).
Впрочем, то, что по факту строят эти граждане, больше похоже даже не на классовое общество классического Модерна, а на сословное эпохи феодализма. И вспоминать тут более уместно поэзию не Бертольда Брехта, а Бертрана де Борна:
«Мужики, что злы и грубы,
На дворянство точат зубы,
Только нищими мне любы!
Любо видеть мне народ
Голодающим, раздетым,
Страждущим, не обогретым.
Пусть мне милая солжёт,
Если сам солгал я в этом!» (с).
Удивительно откровенный был человек. И неважно, что жил в XII веке. Если вы думаете, что граждане, которым «неимоверно жаль» «грандиозного артиста» считают как-то иначе — вы, как минимум, наивны. А я, пожалуй, вспомню третьего классического автора, на сей раз писавшего в прозе — Чарльза Диккенса. И его великую книгу «Повесть о двух городах». Потому что в ней есть сцена, точно описывающая истинное содержание происходящего сейчас. Там некий маркиз куда-то «очень спешит» на своей карете и насмерть давит ребёнка. После чего презрительно бросает его отцу кошелёк с деньгами и едет дальше. Ему можно. Ведь он — не эта чернь. И восстановить справедливость там получается совершенно иным способом. Впрочем, об этом умолчу. Да и повествование пора сворачивать, а то ещё зайдёт куда-нибудь не туда. Мы же не разжигаем, ведь правда?
Есть ли у меня уверенность в том, что бывший актёр Ефремов реально ответит за своё преступление? Нет. У меня нет такой уверенности. Даже сейчас. Даже на волне всеобщего возмущения. Потому, что классовый интерес всегда стоит на страже своих. Потому что он — часть этого класса-тусовки, которая для всего остального народа является классовым врагом. В том самом чистом и первозданном смысле слова. А ещё потому, что в нашем нынешнем социуме тот самый «высший класс» мыслит? как Бертран де Борн, а справедливость существует примерно в том же формате, как в обществе догнивающей бурбоновской Франции, описанной Диккенсом.
Интересно, а закончится всё в итоге тоже как там?
(с) Павел Кухмиров