Иногда задаёшься вопросом: в здоровом ли обществе мы живём? В частности, когда смотришь на ту активность, с которой «Единая Россия» и чиновничество создают Общероссийский народный фронт. Вот промелькнуло сообщение: в ОНФ вступил трудовой коллектив легендарной Магнитки. В некоторых областях во фронт записывают скопом средние учебные заведения. В Новокузнецке в едином порыве туда вступила хоккейная команда. А в одном провинциальном городе в ОНФ на учёт встала – не смейтесь – целая улица! Так и хочется воскликнуть: «Улица, улица, ты, брат, пьяна!»
Ещё в советское время прекрасный питерский историк, профессор Юрий Васильевич Егоров выпустил очень хорошую монографию о том, как во Франции в середине 30-х создавали Народный фронт. По схожей системе создавались фронты и в ряде других стран Европы. Вообще, народные фронты всегда были проектами левых. Они могли иметь индивидуальное и коллективное членство, но создавались именно снизу, против олигархии и крупного капитала. Некоторые народные фронты дожили до сегодняшнего дня, например, в Уругвае есть действующий ещё с 1971 года Широкий фронт, он находится сегодня у власти.
Всякое бывало, но не бывало, во-первых, чтобы народный фронт создавался по инициативе консервативной партии, да к тому же находящейся у власти. У нас, значит, эксперимент в действии. И не бывало так, чтобы в подобные действительно народные движения записывали организации и объединения без широкой дискуссии. В работе Ю. В. Егорова как раз показывался механизм демократического обсуждения организации Народного фронта во Франции в профсоюзном, социальном, антивоенном движениях.
Увы, нам до такого ещё дожить бы… А пока из школьного урока музыки всё лезут в голову строки из переведённой на русский песни немецких антифашистов: «Ты войдёшь в наш единый рабочий фронт, потому, что рабочий ты сам!». Ну а сегодня в наших условиях более актуален, думаю, такой вот мотив: «Ты войдёшь в их единый народный фронт, потому, что чиновник ты сам…»