Руслан КОСТЮК, доктор исторических наук, профессор факультета международных отношений СПбГУ
Внеочередной саммит Европейского совета в Брюсселе прошёл в достаточно нервозной обстановке в самом конце января. Его главной темой стало обсуждение проекта договора о бюджетной дисциплине (официально носящего высокопарное название «Договор о стабильности, координации и управляемости в Валютном и Экономическом Союзе»), с инициативой которого с 2011 г. последовательно выступают Берлин и Париж. Перед саммитом председатель Европейского совета Херман Ван Ромпей заявил: «На этом совете мы должны найти путь к надежде». Судя по итогам встречи в верхах, подобный путь, в общем и целом, найден.
Либеральный план
Разумеется, новый договор предстоит ещё официально подписать (скорее всего, в марте2012 г.), а вслед за этим одобрить на уровне стран-членов. Однако основные контуры этого пакта уже вполне видны. Его главная «фишка» заключается в утверждении для всех стран-членов Союза пресловутого «золотого правила» равновесия общественных счетов и установления структурного дефицита бюджета для страны-члена не выше 0,5% номинального валового внутреннего продукта (ВВП) в год. В случае же превышения этого показателя последуют автоматические корректирующие санкции против государств-нарушителей. За механизмом применения данных санкций будет наблюдать Европейский Суд. Автоматические санкции в любом случае будут запущены, если дефицит бюджета у отдельной страны превысит 3% ВВП. Также указанный пакт оформляет проведение саммитов зоны евро по поддержанию координации национальных экономических политик. В пакте будет зафиксировано, что «здоровое развитие» зоны евро зависит от высокого уровня конкурентоспособности, продвижения занятости и усиления финансовой стабильности, координации национальных государств при выпуске обязательных эмиссий, предоставления подлинной и своевременной информации о любой экономической реформе на национальном уровне.
Германия, основной вкладчик в европейский бюджет, добилась своего, увязав увеличение финансовой солидарности с «трудными странами» (Грецией, Португалией, Испанией и т. д.) с ужесточением финансовой дисциплины по либеральным лекалам. Основная надежда еврочиновников покоится сегодня на Европейском стабилизационном механизме (ЕСМ), который вступит в силу с 1 июля 2012 г. ЕСМ обязан сосуществовать и координировать своё функционирование с ныне действующим Европейским фондом финансовой стабильности (ЕФФС), который в 2011 г. весьма активно кредитовал от имени частных инвесторов экономики Ирландии и Португалии. Собственный капитал ЕСМ должен составлять не менее 80 млрд. евро. При этом ЕСМ будет располагать финансовыми гарантиями стран еврозоны на сумму в 420 млрд. евро. Таким образом, максимально в орбите ЕСМ будут «крутиться» уже в текущем году до 500 млрд. евро. Естественно, именно доля ФРГ в капитале ЕСМ будет самой высокой, примерно 27%. В будущем очень возможно объединение механизмов ЕСМ и ЕФФС. За это выступают, в частности, глава Международного валютного фонда Кристин Лагард, председатель Совета министров Италии Марио Монти, заместитель председателя Европейской Комиссии Олл Рен.
Всем очевидно, что и ЕСМ, и ЕФФС в ближайшие месяцы будут работать в первую очередь на спасение Греции. В Брюсселе, впрочем, окончательно не приняли решение о предоставлении нуждающимся Афинам второй программы выделения европейского кредита, но вскоре это произойдёт. И речь идёт, ни много ни мало, о сумме в 130 млрд. евро. Естественно, если коалиционное греческое правительство будет так же ревностно, как ранее, реализовывать свою финансовую и экономическую политику в духе неолиберализма.
Нет никакого сомнения в том, что само содержание «финансового пакта» пропитано либеральными постулатами и полностью отвечает чаяниям европейских правых. Однако же именно последовательные консерваторы взбунтовались против его ратификации! Речь идёт о Великобритании и Чешской Республике, правительства которых возглавляют крайние консерваторы, принадлежащие к партиям, входящим в панъевропейскую конфедерацию «Движение за европейскую реформу». Они не готовы присоединиться к бюджетному договору не потому, что в идейном плане не согласны с его принципами. А потому, что боятся (и, видимо, справедливо) ослабления национального суверенитета в финансовой сфере, если этот «пакт» будет-таки реализован. В итоге, пока что 25 стран Евросоюза поддерживают ратификацию договора.
Критика слева
Конечно, голос левых при разработке «бюджетного пакта» вряд ли мог быть всерьёз услышан. Ведь на сегодня социал-демократы возглавляют лишь правительства трёх (из 27!) стран-членов ЕС (Австрии, Бельгии и Дании), коммунист руководит Кипром. И всё-таки ни одно из указанных государств не высказало хотя бы номинально сомнения в правильности заключения нового соглашения…
Тем не менее, на уровне ЕС левые транснациональные объединения уже высказали своё скептическое и критическое отношение к пакту финансовой стабильности. В заявлении объединяющей компартии и левых социалистов Европейской левой партии (ЕЛП) отмечается, что «далёкое от того, чтобы позволить выйти из кризиса, это соглашение является отягчающим подчинением финансовой логике, которая ведёт к хаосу». С точки зрения ЕЛП, данная опция «убивает рост и бросает народы в бедность и упадок». Реализация «бюджетного пакта» приведёт к разбазариванию общественных благ, уменьшению социальных прав европейских граждан и отказу от финансового суверенитета во имя либеральных идей. В заявлении ЕЛП подчёркивается: «Это беспрецедентная атака на элементарные политические права европейских народов во всех странах Союза», ведущая ЕС в направлении диктатуры рынка и саморазрушения. Естественно, ЕЛП призывает партии, участвующие в ней, всеми силами сопротивляться ратификации одобренного в Брюсселе проекта договора.
Будучи на уровне ЕС наиболее федералистской на левом фланге силой, Европейская зелёная партия (ЕЗП), тем не менее, также относится к одобренному в Брюсселе договору со скепсисом. «Зелёные» вообще считают предложенный текст достаточно «бесполезным», так он привносит очень мало новшеств и конструктивных ответов на вызовы развивающегося кризиса. Известный франко-немецкий политик евродепутат Даниель Кон-Бендит отмечает, что руководители стран-членов Союза «ещё раз демонстрируют нехватку воображения и серьёзной политики», оказавшись «не на высоте» в момент углубления кризиса. Его коллега по депутатской группе в Европарламенте Ребекка Хармс утверждает: «Предложения по экономическому росту остаются сырыми и являются лишь повторением обязательств, уже сформулированных в прошлом». Экологисты требуют от правящих кругов европейских стран обратить особое внимание на борьбу против «молодёжной безработицы», охватившей сегодня не менее 22% молодых европейцев.
Партия европейских социалистов (ПЕС), в свою очередь, с натугами пытается хотя бы вкратце сформулировать социал-демократические реалистичные предложения по преодолению кризиса. Квалифицируя проект договора как «недостаточный» и «неполный», ПЕС призывает страны-члены Союза выработать по-настоящему «солидный и структурный план», который не будет лишь воплощением интересов крупных стран Союза. В частности, европейские социал-демократы настаивают на том, чтобы были озвучены конкретные меры по спасению зоны евро (то есть по управляемости Валютного и Экономического Союза, увеличению роста и занятости, созданию рабочих мест в динамичных секторах экономики). ПЕС исходит из того, что структурные фонды ЕС, в первую очередь ЕФФС, должны получить реальную возможность прямым образом действовать на европейских рынках и покупать суверенные облигации. ПЕС поддержала инициативу германских эсдеков и французских социалистов о необходимости выпуска особых европейских облигаций.
Но, будучи реалистами, мы прекрасно понимаем: поскольку в современной Европе в политическом отношении прочно доминируют правые и правоцентристы, именно их модель и утверждается в качестве основополагающей в деле выхода ЕС из кризисного состояния.