18 февраля в Петербурге прошло два профсоюзных мероприятия. Однако сходств между ними не было совершенно. Первое мероприятие – это митинг в поддержку Владимира Путина, организованный региональной Федерацией независимых профсоюзов России. Этот митинг – одна из многочисленных уличных акций (получивших в народе общее название «путинги»), которые режим пытается противопоставить массовым протестам, начавшимся после выборов в Думу.
ФНПР всегда готова подставить плечо режиму, когда тот оказывается в непростой ситуации. «Жёлтые» профсоюзы уже поучаствовали в нескольких «путингах» во многих городах России 4 и 11 февраля. Планируются также акции 23 февраля. «Путинг» 18 февраля в Петербурге проходил под лозунгом «Нам не нужны великие потрясения! Нам нужна великая Россия!» Устроители подошли к проведению мероприятия ответственно: организовали автобусы для развозки участников, биотуалеты, обеспечили транспаранты с правильными лозунгами. Сложнее всего было привлечь массовку. Для этого руководству многих предприятий и бюджетных учреждений пришлось провести серьёзную организационную работу. Накануне 18 февраля в Интернете появлялись многочисленные сообщения о том, что начальники заставляют своих подчинённых идти на «путинг», где будет вестись учёт всех пришедших. Используя давление на бюджетников, а также ресурсы различных лояльных режиму общественных организаций (вроде диаспор или любителей вольной борьбы), удалось собрать около 10 тысяч человек (хотя с трибуны говорили о 60 тысячах).
В митинге выступали различные деятели культуры и науки, среди которых – директор музея «Исаакиевский собор» Николай Буров (который вёл мероприятие), директор НИИ имени Джанелидзе Сергей Джанелидзе, ректор Горного института Владимир Литвиненко, который, как известно, возглавляет штаб Путина в Петербурге. С трибуны выступал спикер петербургского ЗакСа «единоросс» Вячеслав Макаров. «Только мы с вами спасём страну от смуты, только вместе с Путиным мы сможем продолжить тот курс, который повёл нашу страну по великому пути», — заявил он. Таким образом, Макаров выразил основную тональность мероприятия: боязнь перемен, защита статус-кво, олицетворяемого Путиным. Эту же мысль – страх перед любыми изменениями – высказал и господин Буров: «Мы сегодня исчерпали ресурс потрясений. Мы исчерпали ресурс эксперимента». Примечательно, что в этой реплике к потрясениям приравнивается даже эксперимент.
Не обошлось и без набивших оскомину фраз о том, что Путин поднял Россию с колен. Об этом говорил муфтий Джохар Пончаев, зачитывая заявление мусульманской конфессии Санкт-Петербурга и области в поддержку Путина: «Мы хорошо помним 90-е годы, мы не забыли, кто нас поднял с колен. Это – Путин». Остаётся только удивляться неповоротливости путинской пропаганды: кто может всерьёз воспринимать сентенции о «поднимании с колен» и противопоставление путинской стабильности 90-м? Не обошлось без обвинений оппозиции в том, что она получает деньги из Госдепа. Об этом сказал представитель партии «Патриоты России» Олег Корякин: «Мы настроены конструктивно на диалог ради благополучия, ради улучшения обстановки в стране, а не ради выяснения отношений, тем более – с теми господами, которые получают инструкции и деньги из-за океана». Многие из присутствовавших на мероприятии граждан слушали речи ораторов с саркастичными улыбками или же вовсе скучали.
Митинг продолжался около часа и закончился принятием резолюции, в которой говорилось о вреде революций и о полной легитимности выборов. К тому моменту у БКЗ оставалось не более трех тысяч человек.
В то же самое время всего в паре километров от места проведения «путинга» проходила конференция свободных профсоюзов под названием «Профсоюзы как центр притяжения социальной активности», целью которой была консолидация рабочих активистов. Пропутинский митинг ФНПР не мог не стать фоном мероприятия боевых профсоюзов. Перед самой конференцией одна из организаций-участниц — профсоюз «Новопроф» — опубликовала на своём сайте заявление по поводу поддержки Путина официальными профсоюзами. В документе осуждаются действия руководства ФНПР, которая, встав на сторону режима, проводящего жёсткую антирабочую политику, и противопоставила себя демократическому протестному движению. Поддержкой Путина лидеры ФНПР дискредитируют профсоюзы как таковые, считают активисты «Новопрофа».
Действительно, для многих слово «профсоюз» ассоциируется с бюрократической организацией, полностью лояльной к работодателю и к власти и иногда раздающей подарки и путёвки. Об этом много говорилось на конференции. В частности, об этой проблеме упоминал в своём докладе «Существует ли сегодня рабочий вопрос?» эксперт московского Центра социально-трудовых прав Пётр Бизюков. Он рассуждал о стереотипах, которые сложились в современном обществе. Рабочие в России зачастую воспринимаются как пассивная, патерналистски настроенная масса, которая боится перемен и поддерживает Путина. Такую точку зрения активно насаждают либералы, считающие, что наёмные работники – это иждивенцы, которых кормит предприниматель. По мнению Бизюкова, подобные стереотипы вызваны тем, что рабочие никак не представлены в публичной сфере. За них говорят либо бюрократы из ФНПР, либо их начальство (как в случае с «Уралвагонзаводом», когда завцехом от лица работников завода заявлял о поддержке Путина и готовности участвовать в разгоне демонстраций протеста). Выходом здесь могло бы стать выступление настоящих профсоюзов с собственным манифестом современного рабочего движения.
Необходимость политического и идеологического самоопределения боевых профсоюзов стала главным предметом дискуссий на конференции. Рабочий активист, заместитель председателя «Новопрофа» Петр Принёв, анализируя итоги избирательной кампании 2011 года, в ходе которой Алексею Этманову удалось получить мандат депутата областного ЗакСа, говорил об этом особенно чётко. Во время агитации за Этманова в Ленинградской области стало понятно: большинство не понимает, что такое профсоюзы и зачем они нужны. В действительности же, профсоюзы – это фундамент демократического общества. По большому счёту, неважно, как именно проходят голосования в парламенте, если нет низового самоуправления, если нет демократии на местах. Обеспечивать эту низовую демократию, обеспечивать вовлечение простых людей в политику должны профсоюзы. Для того чтобы добиться влияния на массы, профсоюзам необходимо, прежде всего, определиться с собственной идентичностью, с собственным сознанием. Многим рабочим активистам становится ясно, что дистанцирование от политики, стремление поставить себя вне идеологий – это самообман и, в принципе, безответственность. В условиях, когда бюрократы из «жёлтых» профсоюзов пытаются подменить собой рабочих, надо самоопределиться уже самим рабочим. В этом, вероятно, состоит главный политический итог конференции настоящих, боевых профсоюзов. И все должны помнить, что профсоюз – это не бюрократическая машина, раздающая подарки и обеспечивающая массовки на пропутинских митингах. Профсоюз – это действенный инструмент защиты прав простых людей и одна из основ демократии в обществе.