«И заплакала чья-то гитара в час, когда под рогами быков, как тореро, погиб Виктор Хара за свободу, за мир без оков»
Покончил собой 86-летний чилийский бригадный капитан Эрнан Чакон при попытке его задержания. Этот тот случай, когда смерть человека вызывает чувство удовлетворения. Чакон был одним из тех, кто почти 50 лет назад терзал до смерти Виктора Хару — чилийского певца, композитора и театрального режиссёра, коммуниста, поддерживавшего социалистическое правительство Сальвадора Альенде.
Утром 12 сентября 1973 года, сразу после военного переворота, устроенного Аугусто Пиночетом, Виктор Хара приехал в университет Сантьяго, где он работал на местной радиостанции. Путчисты окружили университет и арестовали сотни человек, в том числе и музыканта. Их отвезли на столичный стадион «Чили», превращённый в концлагерь. Приспешники Пиночета издевались над Харой четыре дня: ломали руки, дробили кисти, били по голове, пытали электрическим током… Эксгумация тела Хары, проведенная в 2009 году, показала, что его череп проломлен, а его кости переломаны в 30 местах. 15 сентября путчисты притащили полуживого певца в раздевалку стадиона и продолжили издеваться над ним, а затем убили его выстрелом в затылок. Уже в мёртвое тело Хары, как показала экспертиза, изверги выпустили 44 пули.
Почти все, кто участвовал в расправе над Харой, понесли наказание. Их приговорили к длительным тюремным срокам. Учитывая их возраст, для них это — пожизненное заключение. Но пока от ответственность уходит главный садист — лейтенант Педро Барьентос. В 1989 году он женился на американке, уехал в США и получил гражданство этой страны. Чилийские власти добиваются его экстрадиции. И есть надежда, что они этого добьются, так как месяц назад Барьентоса лишили американского гражданства из-за того, что было доказано его участие в убийстве Хары.
«Да, нам придётся загнать коммунистов и вообще противников демократии на стадион в Лужниках. Как Пиночет. Но что поделаешь: с Советами пора кончать! Да, придётся и пострелять кое-кого», — заявил, например, в начале 1993 года пародист Александр Иванов.
Вспоминаются разные «оракулы» перестроечной поры, которые разглагольствовали о «чилийском экономическом чуде» при Пиночете. Из тогдашней либеральной среды раздавались даже призывы повторить чилийский опыт в России, чтобы, не обращая внимания на протесты населения, насадить в России рыночные отношения. «Да, нам придётся загнать коммунистов и вообще противников демократии на стадион в Лужниках. Как Пиночет. Но что поделаешь: с Советами пора кончать! Да, придётся и пострелять кое-кого», — заявил, например, в начале 1993 года пародист Александр Иванов, который в советские годы веселил народ, ведя телешоу «Вокруг смеха». В октябре 1993 года Борис Ельцин расстреляет Верховный Совет РСФСР. Как и просил Иванов.
На самом деле экономическая политика Пиночета, разработанная известными неолиберальными экономистами, вожаками «чикагской школы» Милтоном Фридманом и Арнольдом Харбергером, разорила чилийский народ. Всё «чудо», устроенное «чикагскими мальчиками» в Чили, свелось к «шоковой терапии», устроенной затем и в России командой Егора Гайдара. При Пиночете свыше 40% населения жили за чертой бедности, зарплаты трети населения были ниже, чем в 1970-м. Как доказал нобелевский лауреат по экономике Амартия Сен, деятельность «чикагских мальчиков» целенаправленно служила интересам американских корпораций в ущерб населению Чили.
Однако миф о «чилийском экономическом чуде» усиленно внедрялся в СССР в годы перестройки, а затем — в ельцинской России. Одной из жертв этой пропаганды стал автор-исполнитель Александр Розенбаум. Он даже встречался с Пиночетом в Чили. «Мне он понравился. Крепкий, воспитанный, хороший дед. Настоящий вояка. Но свои выводы о доне Аугусто и о его правлении я сделал не по встрече, а по тому, что увидел в Чили. Если бы у власти остался Альенде, эта страна бы кончилась. Всё, чего касается рука коммунистов, превращается в пепел, — делился он впечатлениями в одном из интервью. «А репрессии?» — спросил Розенбаума корреспондент. «Пиночет завалил только три тысячи тех, кто с оружием в руках выступил против режима. Туда же попал и обыкновенный кабацкий лабух Виктор Хара, из которого сделали невесть что. А он просто пошёл со всеми, будоражить», — ответил тот.
Всё «чудо», устроенное «чикагскими мальчиками» в Чили, свелось к «шоковой терапии», устроенной затем и в России командой Егора Гайдара.
Можно не любить коммунистов. Есть за что. Но чтобы оправдать уничтожение трёх тысяч человек, а бережного собирателя чилийского фольклора и одарённого поэта, замученного садистами, назвать «обыкновенным кабацким лабухом», нужно впасть в состояние интеллектуального и морального помутнения. Но помутнение проходит. Розенбаум в своей жизни сделал много хорошего, одни концерты перед нашими бойцами в Афганистане чего стоят. Да и исполнитель он хороший. Сейчас бы он, верится, не ляпнул бы про три тысячи «заваленных», не назвал бы Хару «кабацким лабухом». Вот недавно он публично, на концерте, усомнился в необходимости заключения под стражу Евгении Беркович и Светланы Петрийчук (за публичное оправдание терроризма, которое Следственный комитет усмотрел в их спектакле «Финист ясный сокол»). Наверное, Розенбаум прав. Зачем власть превращает людей, чьи таланты признаёт лишь их окружение, в «узников совести», непонятно. Но по той, старой, периода 90-х годов, логике Розенбаума, наши силовики делают всё правильно. «Будоражили» Беркович и Петрийчук? Да. После объявления частичной мобилизации Беркович, например, писала стихи, рифмуя слова «мобики» и «гробики». Так почему Харе было нельзя, а Беркович можно?
Но да ладно. Мнение о Розенбаума о Харе, наверное, важно лишь для нас — для тех, кто с детства слушает его песни. Весь мир признаёт талант Хары и его вклад в искусство. Песни о Викторе Харе есть в репертуаре многих рок-групп, в том числе известных британских коллективов The Clash и U2. И то, что убийцы Виктора Хары отвечают за своё злодеяние, пусть и с большим опозданием, вселяет веру в справедливость.
Дмитрий Жвания