Валерия СТРЕЛЬНИКОВА
Акция в защиту животных, которая прошла сегодня в Петербурге на площади у БКЗ «Октябрьский», собрала около пятисот человек. С учётом температуры за бортом, целого ряда организационных накладок и того, что запланированный митинг в итоге так и не был согласован властями (мероприятие пришлось в спешном порядке переформатировать в «общение с депутатами»), — результат довольно впечатляющий. Напомним, акция антифашистов на Троицкой площади 19 января собрала двое меньше народа. Принимая во внимание то, что многие защитники фауны приравнивают негуманное обращение с животными к «геноциду» и «фашизму», значит ли это, что сегодня люди гораздо охотней готовы бороться за права братьев наших меньших, нежели себе подобных?
Работы по уничтожению осуществляются локально
Общественность всколыхнули недавние убийства бездомных собак и кошек в разных регионах страны. В северной столице массовые зачистки прошли в Красносельском и Пушкинском районах, в Москве – в районе Киевского вокзала.
Власти оправдывают чрезвычайные меры в отношении как диких, так и домашних животных угрозой распространения африканской чумы свиней (АЧС). «Как вы понимаете, мы не можем допустить распространение заболевания на территорию других районов, в связи с чем вынуждены принять подобные меры», — обозначил консолидированную позицию руководитель управления Россельхознадзора по Петербургу и Ленобласти Олег Громов.
Впрочем, начальник Управления ветеринарии Санкт-Петербурга Юрий Андреев настаивает на том, что «работы» по отлову и уничтожению безнадзорных животных осуществляются локально, только в посёлке Володарский и только гуманными способами. При этом главный ветеринар отметил, что указанные работы «будут производиться периодически на протяжении всего действия карантина», а карантин, как известно, продлится минимум до конца 2011 года.
«Огромное количество людей отозвалось на это решение негативно, — рассказала Артели аналитиков одна из организаторов акции 23 января, представитель Объединённого зоозащитного движения Петербурга Александра Новосёлова. — И не только потому, что считают эту меру неоправданной и жестокой, но и потому, что сам факт наличия такого поголовья бездомных животных в городе – давняя и очень больная проблема».
Оговоримся, что точного количество бродячих собак и кошек на территории Петербурга не знает никто: ветеринарное управление оперирует цифрами «семь-десять тысяч», благотворительные организации сообщают о двадцати тысячах. Так или иначе, более пяти лет назад в городе на Неве была принята Концепция отношения к безнадзорным животным, согласно которой эвтаназия оказавшихся ничейными потенциальных домашних любимцев, как один из методов регулирования их численности, запрещается. «Регулирование численности животных должно осуществляться исключительно гуманными методами», — гласит документ.
С тех пор под реализацию этой концепции из казны каждый год выделяются немалые деньги. Сотрудники ОАО «Спецтранс» должны отлавливать животных на улицах и доставлять их в клиники, где о четвероногих заботятся опытные доктора: аккуратно, без боли, стерилизуют, проводят санобработку, делают необходимую вакцинацию. Затем, по идее, Шарику или Мурке должны найти хозяина либо выпустить животное в «естественную среду обитания», на том самом месте, где оно было из этой среды изъято.
«Эта концепция работает сегодня только на бумаге», — уверены участники зоозащитного движения. По мнению Александры Новосёловой и её соратников, дело в том, что нет закона, который регулировал бы содержание, размножение и продажу животных. «На наш взгляд, без соответствующей законодательству программы стерилизации, вакцинации и т. д. не только не работают, но и являются коррупционными, — подчеркивают собеседники Артели аналитиков. – Даже на примере многих западных стран видно, что сама по себе стерилизация эффекта не даёт: численность уличных животных всё время пополняется».
По словам представителей зоозащиты, закон, о котором идёт речь, должен в первую очередь, ограничить разведение собак. «Огромное количество так называемых заводчиков сегодня занимается бизнесом за большие деньги. Их цель — только нажива, они вяжут породистых собак «на износ», зачастую продавая двух-трёх самых лучших щенков, остальных же отбраковывают и просто выбрасывают на улицу, — рисуют мрачную картину борцы за права животных. — И всё это абсолютно бесконтрольно!»
На место убитых животных придут асоциальные стаи
Проблема звериной жестокости и циничного лицемерия по отношению к животным, по оценке зоозащитников, воспринимается людьми, и как социальная, и как морально-этическая. Вместе с тем — не стоит скрывать — политическая составляющая прослеживается здесь не менее отчетливо. Недаром в своём информационном сообщении о готовящейся акции организаторы призывали петербуржцев поддержать требование об отставке Юрия Андреева и его первого заместителя Али Алиева, благополучно занимающих свои посты ещё со времён Собчака.
«Когда смольнинский чиновник такого уровня, как Андреев, выступает по радио, по телевидению и говорит о необходимости уничтожения собак, — это даёт всплеск агрессии, накопившейся раньше. Ведь в СМИ проблема безнадзорных животных освещается однобоко: как они опасны. Кого-то покусали, кого-то заразили… Общество испытывает какие-то искаженные эмоции…» — вынуждены констатировать активисты зоозащиты.
По их сведениям, буквально за последние неделю-две в нашем городе и в Ленобласти участились случаи жестокого обращения с животными. Поступает тревожная информация от волонтёров, из ветеринарных клиник. Зоозащитники сейчас собирают материалы, фото и видео страшно изувеченных собак и кошек, — причем жертвами живодёров становятся как бездомные, так и на минуту оставшиеся без присмотра домашние питомцы. Выходит, ситуация с чумой послужила катализатором и спровоцировала людей, потенциально к этому склонных, добровольно «помогать» Спецтрансу в его «общественно-полезной» деятельности?
Подчеркнём, ОАО «Спецтранс», занимаясь отловом (а теперь и, если можно так сказать, санкционированной эвтаназией) оказавшихся на улице животных, не является государственной структурой, поэтому проверить её деятельность общественным организациям крайне сложно. Притом что, как заявила министр сельского хозяйства России Елена Скрынник, «на борьбу с АЧС нельзя жалеть никаких денег».
Зоозащитники свидетельствуют о том, что с момента начала зачисток в Петербурге уничтожены главным образом те особи, «в которых было вложено огромное количество времени и сил – привитые, стерилизованные, адаптированные». (Причём борцы за права четвероногих утверждают, что заслуга в лечении и в уходе за животными принадлежит как раз волонтёрам благотворительных фондов, а вовсе не финансируемому казной Спецтрансу, — которому возиться с каждым пёсиком недосуг.)
«Такая смесь бесконтрольности и откровенной жестокости, мягко говоря, ничего позитивного обществу не несёт. «Это возможно, это нормально», — полагает обыватель. Тем временем подобные меры легко могут быть перенесены на такое же отношение к людям», — резюмирует Александра Новосёлова. По её мнению, на место убитых собак по закону природы вскоре придут совершенно дикие асоциальные стаи.
Получается, что в любом случае «собачий вопрос» – очень удобный механизм, для того чтобы сливать не только бюджетные деньги, но и агрессию населения, — направляя подспудное недовольство простого труженика по отношению к властям в гораздо более «безобидное» русло. Об этом говорят и представители фракции КПРФ Законодательного собрания Петербурга, оказавшие поддержку зоозащитникам (в частности, сегодняшнее мероприятие было оформлено как встреча с депутатом Олегом Пешим).
Добавим, что акция у БКЗ «Октябрьский» получилась довольно многолюдной, несмотря на попытки её дискредитировать и даже сорвать. Например, по информации организаторов, им поступали сигналы от разных людей, которым накануне вечером, в субботу, звонили от имени их работодателя и убедительно просили «не выходить завтра на площадь». В отличие от общепринятой практики, когда с подобными просьбами звонят сотрудникам бюджетных организаций, люди, о которых идёт речь, как оказалось, работают в частных коммерческих структурах. «Ваше участие в митинге может скомпрометировать нашу фирму», — объясняли представители руководства.
«Мы не ожидали такого резонанса», — разводят руками защитники животных.
Большое спасибо Валерии за прекрасный материал.
Идеология спесиецизма в России до сих пор торжествует, но хочется верить, что это не навсегда. Всё-таки рост внимания к проблеме налицо…