Павел УЛЬЯНИЦКИЙ
Экономическое развитие Санкт-Петербурга обсуждалось на расширенном заседании Совета санкт-петербургского регионального отделения «Справедливой России», которое проходило в Доме композиторов 20 апреля.
Заседание началось с доклада лидера «Справедливой России» и председателя Совета Федерации Сергея Миронова, который прежде чем начать обсуждение петербургской экономики, прокомментировал решение V съезда СР. «Я никуда не ушёл! Я остаюсь лидером партии и контролирую её жизнь, – сообщил Миронов. – Я отказался от поста председателя партии, чтобы не допустить партизации Совета Федерации. То, что я, возглавляя Совет Федерации, был ещё и председателем партии «Справедливая Россия», давало повод нашим оппонентам требовать партизации Совета Федерации. Но я убеждён, что он должен оставаться надпартийной структурой».
По мнению Миронова, создание Совета депутатов от «Справедливой России», в который вошли народные избранники всех уровней – от думцев до муниципалов, говорит о демократичности партии: «Мы вывели депутатский корпус из-под контроля партийных бюрократов». Напомним, что Миронов стал председателем Совета депутатского корпуса «Справедливой России». Председатель Совета Федерации подтвердил, что он возглавит список «эсеров» на грядущих выборах депутатов Законодательного собрания Санкт-Петербурга и Государственной думы. На петербургских выборах у «эсеров» цель одна – победить. «Мы должны позиционировать «Справедливую Россию» как будущую партию власти. Наша цель — выиграть выборы и стать в Петербурге партией №1. Это трудная, но выполнимая задача», — заявил лидер справедливороссов.
Вопросы экономического развития Миронов затронул весьма конспективно. По его мнению, «эсеры» должны разработать чёткий и последовательный план экономического развития Санкт-Петербурга, который бы объединял общей идеей конкретные и практические задачи. Миронов обозначил лишь приоритетные направления этого плана. По его мнению, необходимо развивать некогда мощный промышленный и научный потенциал Санкт-Петербурга в инновационном русле. Для этого необходимо предоставить налоговые льготы предприятиям, которые развивают инновационное производство. Помимо этого следует максимально использовать чрезвычайно выгодное географического положение Санкт-Петербурга, что невозможно без развития транспортной инфраструктуры. И, наконец, надо развивать туризм. «У Петербурга есть все данные для того, чтобы стать одним из самых привлекательных городов Европы», – уверен Миронов. Но, по его мнению, для выполнения этой задачи в Петербурге недостаточно гостиниц эконом-класса. Лидер справедливороссов обозначил свою позицию и по ЖКХ. Рост тарифов ЖКХ надо заморозить и ввести элементы народного контроля над всей этой системой, считает Миронов.
Лидер фракции «Справедливой России» в Законодательном собрании Санкт-Петербурга Олег Нилов остановился на одном, но настолько, с его точки зрения, важном для города вопросе, что от того, как он будет разрешён, зависит всё остальное – на вопросе о парковках. Нужно создать в городе 500-700 парковочных мест, иначе транспортного коллапса не избежать, предупредил депутат. Причём парковки надо строить за бюджетные деньги, силами города, а не привлекать инвесторов, как намерен Смольный, ибо те будут потом драть с автомобилистов втридорога. По мнению Нилова, инвесторы будут завышать стоимость строительства, будут строить долго, а главное – некачественно. «Но правительство собирается отдать жирный кусок жирным котам», – заявил городской парламентарий. Бывшим «гаражникам» в паркингах надо предоставлять место бесплатно, а остальным необходимо выдать «парковочный кредит». По подсчётам Нилова, бюджет всей программы – 100 млрд. рублей. Таким образом, себестоимость одного места – 200 тысяч рублей. Город вполне может взять кредит под реализацию этой программы под 2-3 процента годовых. Если в год брать с автомобилиста по 20 тысяч рублей за парковочное место, то программа «отобьётся» за 10 лет, а затем будет приносить прибыль по 25 млрд. рублей в год.
«Без решения проблемы парковок не решить и другие. Например, невозможно организовать механизированную уборку улиц и проложить маршруты для социального транспорта», — заявил Нилов в конце выступления.
Доклад главы Санкт-петербургского отделения «Справедливой России», депутата Государственной думы Оксаны Дмитриевой был весьма информационно насыщенным. Она сообщила, что Санкт-Петербург пережил кризис гораздо болезненней, чем вся остальная Россия. В городе на Неве спад продолжался два года, а не год, как во всей стране в целом. Происходит деградация отраслевой инфраструктуры, создаётся иллюзия роста за счёт перевода в город крупных налогоплательщиков. Дмитриева привела несколько примеров частно-государственного партнёрства в Санкт-Петербурге. Главная тенденция этого партнёрства – раздувание расходов на проект. Так, смета Западного скоростного диаметра выросла с 57 млрд. рублей до 212 млрд. рублей. Построено пока 6,5 км дороги, на них уже ушло 133 млн. долларов (почти 4 млрд. рублей). Получается, что один километр Западного скоростного диаметра стоит в десять раз дороже одного километра аналогичных трасс в соседних северных странах.
Другой пример – строительство заводов по отвёрточной сборке автомобилей, под которые было выделено в целом 740 га земли. Если исходить из рыночной стоимости земли, город мог получить за эти гектары 40 млрд. рублей. Кроме того, город вложил в развитие инфраструктуры на этих территориях до 7 млрд. рублей, а выручил… 500 млн. рублей. В год городская казна получает от автозаводов отвёрточной сборки 280 млн. рублей. Такими темпами он вернёт обратно затраченное за 167 лет. Но Дмитриева сомневается, что через 167 лет люди ещё будут пользоваться автомобилями.
Или взять такой проект, как «Балтийская жемчужина». Под строительство отдано 168 га земли стоимостью 9 млрд. рублей. А получил город от проекта 282 млн. рублей. Выходит, что в «Балтийской жемчужине» каждый метр жилья стоит 280 тысяч долларов! Но есть примеры и обратные, когда недвижимость уходит за бесценок. Так, администрация города продала дом на Марсовом поле,1 (24 тысячи квадратных метров) за 30 млн. рублей, что в 83 раза меньше рыночной стоимости. Под те же цели дом №1 по Конюшенной площади ушёл за 20 млн. рублей, что в 63 раза ниже рыночной стоимости жилья.
По подсчётам Дмитриевой, за пять лет от реализации такого рода «инвестиционных» проектов городской казне нанесён ущерб в размере от 100 до 120 млрд. рублей. «У правительства города никаких инновационных идей нет – одни распилочные проекты», — резюмировала Оксана Дмитриева.
Интересным было выступление, приглашённого на Совет «эсеров» коммуниста, депутата городского Законодательного собрания Александра Ольховского. В частности, он не согласился с тем, что увеличение числа отелей эконом-класса – насущная задача для Петербурга. «В прошлом году заполняемость отелей эконом-класса составила лишь 60 процентов, — сообщил депутат. – Проблема заключается в том, что возвратный туризм в Санкт-Петербург составляет всего 5 процентов. То есть только каждый 20 из всех побывавших в Петербурге возвращается в наш город вновь. И чем дальше будет разрушаться наш исторический центр, тем этот процент будет меньше». По мнению Ольховского, очень позитивно, что «Справедливая Россия» и петербургское отделение КПРФ вместе борются за сохранение архитектуры Санкт-Петербурга.
«Главная тенденция этого партнёрства – раздувание расходов на проект. Так, смета Западного скоростного диаметра выросла с 57 млрд. рублей до 212 млрд. рублей. Построено пока 6,5 км дороги, на них уже ушло 133 млн. долларов (почти 4 млрд. рублей). Получается, что один километр Западного скоростного диаметра стоит в десять раз дороже одного километра аналогичных трасс в соседних северных странах.»
Цифры кончено не радует. Но СР-цы молодцы, сейчас больше всех партий трудятся, на мой взгляд…