В одной крупной российской компании перед опоздавшим на совещание ставится табличка «Тормоз». Руководитель считает, что он успешно решил проблему тайм-менеджмента.
Несколько месяцев назад в интернете появилась фотография китайских менеджеров по продажам, стоящих на коленях. Они провинились перед своей компанией, не выполнив план продаж, поэтому им велели написать на листе бумаги имя, фамилию, возраст и сформулировать свою вину. А потом, положив бумажку перед собой, они должны были простоять час на коленях на мосту на виду у всех горожан.
Трудно сказать, насколько эффективной оказалась эта «воспитательная» мера. Не исключено, что в следующем месяце незадачливые продавцы от страха и возбуждения продали больше продукции. Но возможен и обратный результат: невроз никому не приносит пользы и продержаться долго в таком состоянии не удастся. Трясущийся от страха менеджер по продажам вряд ли обречён на успех. Как и не стоит ждать интересных идей на совещании от униженного сотрудника, перед которым поставили оскорбительную табличку.
Конечно, любой нормальный руководитель знает, что унижать подчиненных нельзя. Но в кризис напоминание об этом становится особенно актуальным: в компаниях проходят сокращения, какие-то бизнесы просто закрываются, и страх потерять работу в подобных условиях заставляет сотрудников смиряться с хамством и самодурством начальства. А руководство, напротив, чувствует еще большую безнаказанность и перестаёт сдерживаться вовсе.
Конечно, в истории с «тормозом» или унижением на мосту есть две стороны. И подобное становится реальностью лишь при условии, что обе стороны принимают данные правила игры. Если человек готов смириться с публичным оскорблением и согласен на глазах у коллег работать с табличкой «тормоз», то стоит ли упрекать его шефа? Если люди добровольно встают на колени — в прямом и переносном смыслах — то имеет ли смысл обрушивать гнев на их топ-менеджеров?
Поэтому и в моей речи не будет возмущения. Скорее — недоумение по поводу абсолютно нерационального отношения к кадровым ресурсам. Дело в том, что в сложной экономической ситуации, когда необходимо минимизировать все затраты компании, именно внимание к персоналу становится самой надёжной инвестицией. Потому что при снижении прибыли по объективным и вполне макроэкономическим причинам у вас может не остаться ресурса, чтобы поощрить сотрудника премией или подарком, но всегда будет возможность похвалить и сказать спасибо. А ещё останется королевская возможность простить ошибку. Поверьте, благодарность, как и унижение, люди помнят долго.
Я знаю фирмы, в которых специалисты несколько месяцев работали без зарплаты, но не уходили, «потому что атмосфера здесь особенная», «потому что отношения человеческие», «потому что комфортно и интересно». Я знаю очень классных профессионалов, отказывавшихся от соблазнительных предложений хэд-хантеров по тем же причинам и с теми же формулировками. Эти люди оставались работать там, где меньше платили или даже какое-то время не платили вовсе, но выкладывались по максимуму, повышая своими усилиями и талантом конкурентоспособность, востребованность и финансовое благополучие своих компаний.
Можно ли рассчитывать на такой искренний патриотизм со стороны сотрудника, положенный за ошибку час просидевшего с табличкой «Тормоз» или простоявшего на коленях? Вопрос риторический. Когда в жизни вашего бизнеса наступают сложные времена, нужно пересмотреть не только финансовую и маркетинговую, но и кадровую, даже, я бы сказала, «атмосферную» политику. Конечно, повышение дисциплины (читай: закручивание гаек) кажется самым очевидным решением. Но и самым губительным.
Шекия Абдуллаева, редактор-идеолог журнала «Понедельник». Оригинал текста