Валерия СТРЕЛЬНИКОВА
Главная новость недели – Сергей Миронов покинул пост председателя партии «Справедливая Россия». Одновременно свои полномочия сложили и члены Центрального совета партии. Руководящие органы СР пришлось выбирать заново.
Выборы были, скорее, формальными: Сергей Михайлович заранее назвал имя своего преемника. «Единственным человеком, которому в это непростое время я могу доверить руководство партией, является лидер фракции «Справедливой России» в Госдуме Николай Левичев», — недвусмысленно высказался Миронов. Поэтому неудивительно, что сегодня, на V съезде СР, именно этот человек (кстати, как и многие «московские петербуржцы», — тоже выпускник ЛГУ имени Жданова) был избран руководителем партии.
Сам Миронов, заняв новую партийную должность — он возглавил совет палаты депутатов, подчеркнул, что «остаётся лидером партии» и возглавит список «эсеров» на выборах в Госдуму. Напомним, спикер Совета Федерации собирался также возглавить список кандидатов от СР на выборах в Законодательное собрание Петербурга. Как разрешится данная коллизия, пока не очень понятно.
Некоторые СМИ размещают информацию о событиях в партии «эсеров» под заголовком «Справедливая Россия потеряла лидера». Другие выносят на первую полосу портрет спикера СФ с подписью «Миронов замахнулся на партийный статус Путина». А «Единая Россия» опубликовала на своём сайте новость «Миронов пытается уйти от ответственности».
Само собой, неоднозначный шаг третьего лица страны вызвал ожесточённую дискуссию, как среди его сторонников, так и среди оппонентов.
Уход Сергея Миронова — рискованный шаг, который, однако, он может значительно усилить «Справедливую Россию» и увеличить число её сторонников, считают некоторые аналитики. Вместе с тем, например, президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов уверен, что «уход Миронова – потеря для «Справедливой России». «Уход Миронова серьёзно ослабит позиции СР на выборах в Госдуму», — вторит ему доктор политических наук, заведующая кафедрой политических институтов и прикладных политических исследований факультета политологии СПбГУ Ольга Попова.
Лидер КПРФ Геннадий Зюганов, примеряя лавры Кассандры, сообщил, что для него сегодняшнее развитие событий отнюдь не является новостью. «Я ещё полгода назад говорил, что в апреле они сменят своего лидера, потому что с тем багажом, который есть у Миронова, идти на выборы невозможно», — не упустил возможности лягнуть конкурента Зюганов.
В то время как один из ближайших соратников Миронова председатель тульского регионального отделения «Справедливой России», лидер не существующей ныне Российской партии пенсионеров Игорь Зотов, наоборот, признался, что для него «это было полной неожиданностью». «Будем надеяться на лучшее, что это начало пути. Также на съезде мы приняли за основу предвыборную программу партии. До сентября мы будем обсуждать её в регионах, а в сентябре на съезде примем её с поправками для того, чтобы идти с ней на выборы в Государственную думу», — внёс толику оптимизма политик.
Заместитель генерального директора НИИ социальных систем МГУ имени Ломоносова Дмитрий Бадовский не сомневается в том, что «уход Сергея Миронова — симптом кризиса СР». «Справедливая Россия», мне кажется, ощутила некий потолок в своём развитии во главе с Мироновым. Ясно, что ту задачу, которую они ставили перед собой изначально — стать второй партией в стране, за минувшие годы они так и не выполнили», — высказывает своё мнение политолог.
«Другие партии сейчас предпримут усилия для того, чтобы перетянуть потенциальных избирателей СР на свою сторону, в том числе и малые партии, — прогнозирует Бадовский. — Нельзя забывать о проекте «Правого дела», для которого кризис «эсеров» может оказаться очень выгодным. Поэтому, с точки зрения развивающейся избирательной кампании, для «Справедливой России» это большой риск».
«Уход председателя Совета Федерации РФ Сергея Миронова с поста руководителя партии «Справедливая Россия» может означать ликвидацию этого политического проекта», — полагает екатеринбургский политолог Фёдор Крашенинников. Комментируя ситуацию, Крашенинников явно даёт понять, что видит за подобным развитием событий «руку «ЕдРа»: «Каждая оппозиционная партия становится опасна для «Единой России». Я думаю, решено «слить» этот политический проект».
Президент Фонда эффективной политики Глеб Павловский, в свою очередь, считает, что, несмотря на уход Сергея Миронова с поста председателя «Справедливой России», его влияние на партию сохранится. При этом, по соображениям Павловского, Николай Левичев будет занимать свой новый пост, скорее всего, до осени, а к декабрьским выборам у «эсеров» появится новый руководитель.
Между тем, сам Сергей Миронов обосновал необходимость произошедшей ротации конкретно и незамысловато. Перемены, по его словам, вызваны тем, что все партии в Госдуме представлены своими председателями. «Борис Грызлов — председатель “Единой России”, Геннадий Зюганов — КПРФ, Владимир Жириновский — ЛДПР», — уточнил Сергей Михайлович, добавив, что только «Справедливая Россия» была представлена лидером фракции. Интересно, что при этом, будучи председателем Совета Федерации, Миронов всегда выступал против создания партийных фракций в рамках верхней палаты российского парламента.
Справедливороссы также внесли ряд существенных корректив в Устав партии. Так, максимальный срок пребывания партийных руководителей на постах ограничен теперь четырьмя годами, а срок полномочий всех руководящих органов, включая Центральный совет, будет сокращён до двух с половиной лет.
Но это технические моменты. Главное же заключается в том, что нынешнего премьер-министра Владимира Путина на предстоящих президентских выборах «эсеры» поддерживать не будут ни при каких обстоятельствах. А Сергей Миронов, выступая сегодня на открытии партийного съезда, призвал вернуть в избирательные бюллетени графу «Против всех», отменить выдачу так называемых открепительных удостоверений (без особо уважительной причины) и дезавуировать саму систему досрочного голосования.
На этом фоне, несмотря на обилие логических построений и полярных выводов, остаётся до сих пор неясным, каким образом всё-таки, если рассуждать трезво и конструктивно, и по какой шкале следует оценивать перспективы «обновлённой» «Справедливой России»? Артель аналитиков обратилась за комментариями к столичному эксперту.
Станислав Белковский, президент Института национальной стратегии (Москва): «С точки зрения нашей политической реальности — это правильное решение».
— Дело в том, что между статусом Миронова, как третьего лица государства (спикера Совета Федерации), и, тем самым подразумевается, человека, лояльного к президенту и правительству; его личной дружбой с премьером Путиным, которой он обязан своей федеральной политической карьерой; и партией СР, которая в силу логики развития политической ситуации, должна становиться всё более и более оппозиционной и активизировать свою антивластную и антиправительственную риторику, — назрели противоречия. Ведь совершенно очевидно: если «Справедливая Россия» не будет выступать с радикально антипутинских позиций, то достойного места в следующей Государственной думе она не получит. Филиал «ЕдРа» избирателям не нужен. Те, кто хочет проголосовать за власть, кого устраивает существующий строй, — они проголосуют за «Единую Россию», а не за «Справедливую».
Поэтому необходимо было разделить позиции. Чтобы Миронов оставался во главе Совфеда и выполнял свои государственные обязанности, сохраняя определённую корректность по отношению к президенту и премьеру, и Кремлю в целом. А партия могла пуститься в более свободное плавание, чем раньше, и избежать упрёков в том, что она, с одной стороны, опирается на административный ресурс спикера, с другой стороны — становится радикально оппозиционной, хотя бы на уровне риторики. Вот, чтобы развести эти позиции, Миронов и ушёл.
Иными словами, это компромисс, который позволяет Сергею Миронову сохранить пост председателя СФ, а партии «эсеров» — призывать к «оппозиционному управлению». Что, конечно, само по себе абсурд. Правильным, с европейской точки зрения, решением была бы отставка Миронова с поста главного сенатора и уход его в радикальную оппозицию.
Но, с точки зрения нашей политической реальности, как раз это правильно, поскольку, если Миронов уйдёт с поста спикера, то справедливороссы полностью лишатся административного ресурса, — что, как известно, в нынешней России является ключевым условием какого бы то ни было успеха. С другой стороны, партия не может оставаться в рамках лояльности к существующему строю, ибо тогда она полностью потеряет привлекательность в глазах избирателей.
Чтобы избежать абсурдной конструкции, когда лидер партии — лоялист, а партия — оппозиционная, и было принято такое решение. Миронов уходит, и его на посту председателя партии сменяет его правая рука и абсолютно доверенное лицо Левичев. В политическом смысле, конечно, по-прежнему будет рулить Миронов, поскольку у Левичева нет никакого публичного политического лица. Он не политик, а чистый аппаратчик. Но в аппаратном смысле — нет. У Левичева есть определённые амбиции, он умеет претворять их в жизнь. Управление финансовыми потоками, формирование будущих списков кандидатов от «Справедливой России» на выборах — во всём этом Левичев будет играть значительную роль.
Сергей Миронов решил дистанцироваться от оперативного управления партией и возглавил другой орган в партии под давлением Кремля. Но эта новая должность позволит ему и защищаться от давления со стороны Кремля и руководить партией. СР активно набирает сторонников по стране, все больше внимания обращают на эту партию, поэтому беспокойство Кремля вылилось в то, что Кремль начал давить.