Салават ВАХИТОВ. Национал-большевизм находится на распутье

«Пессимизм разума и оптимизм воли»
Антонио Грамши

Vakhitov2Политическое поле буквально бомбардируют многочисленные сигналы откровенно критического состояния уже не просто российской и мировой модели экономики, а самого социума, сложившейся за последние полвека структуры социальных отношений. В такой исторический момент востребованными оказываются крайние, радикальные политические организации, причём как правые, так и левые (что наглядно демонстрируют все революционные процессы, сопутствующие мировому кризису капитализма: от Туниса и Египта до Боснии и Украины). Это не случайно: когда привычные модели общественного взаимодействия разрушаются, умеренность перестаёт быть добродетелью и превращается в тормоз политического процесса.

В России на фоне развивающегося структурного кризиса очевиден запрос на радикальную политическую силу. В этой ситуации судьба, казалось бы, благоволит национал-большевистской организации, которая призвана объединить, организовать и упорядочить праворадикальный и леворадикальный протест против системы. И действительно, 2013 год стал годом своеобразного возрождения «Другой России», которая на фоне очевидной бесплодности болотных протестов совершила достаточно резкий левый поворот в сочетании с организационным усилением. Сентябрьский открытый съезд дал основания для надежд многих левых на дальнейшее укрепление и дрейф влево главной радикальной оппозиционной силы 90-х и 2000-х.

Однако первое же серьёзное политическое событие — киевский Майдан и последовавший за ним ввод российских войск в Крым — по факту раскололо организацию, обнажив глубочайшие противоречия не только в тактике и стратегии действий, но и в самом фундаменте национал-большевизма. Действительно, случайно ли, что «Другую Россию», как и её предшественницу, лихорадит всякий раз, когда политика врывается в рутину повседневности и острые вопросы встают в порядок дня. И, напротив, в условиях спада общей политической активности и относительного затишья партия расправляет плечи, усиливается, приходит новый актив.

Думается, что в этом и проявляется двойственность концепции национал-большевизма, сочетания правого и левого антисистемного действия, правой и левой критической мысли. С одной стороны, в периоды реакции, кризиса революционного движения и упадка протестных настроений в обществе, такое сочетание позволяет сконцентрировать все революционные силы, полнее привлекать и лучше организовывать антисистемных радикалов всех направлений. С другой — в периоды обострения революционной ситуации, в условиях, которые требуют не организационно-активистского, а социально-политического единства, эклектика приводит к расколам, нерешительности, отсутствию общей политической линии.

Лозунг «Отобрать и поделить» несёт ровно тот же смысл, что и лозунг «Отодрать и побелить», а именно косметический ремонт капитализма
Лозунг «Отобрать и поделить» несёт ровно тот же смысл, что и лозунг «Отодрать и побелить», а именно косметический ремонт капитализма

Ярким примером подобной эклектики является основной лозунг сегодняшних другороссов, призванный служить консолидации широких оппозиционно настроенных масс: «Отобрать и поделить!» Нынешние идеологи нацболов утверждают, что он отражает объективные потребности большинства населения, понятен и удобен для использования в массах и направлен против существующей системы. Однако при более-менее серьёзном рассмотрении становится очевидна неубедительность и легковесность этих аргументов.

В самом деле, реализация лозунга «отобрать и поделить», очевидно, означает в ближайшей перспективе дезорганизацию производства и товарный дефицит при гиперинфляции и невероятно быстром снижении уровня жизни, в условиях сохраняющейся в неприкосновенности системы капиталистической эксплуатации работников. В дальнейшей перспективе — это неизбежная повторная монополизация в сжатые сроки, сопровождающаяся колоссальными лишениями для широких слоев населения. Отражает ли этот призыв интересы большинства? Едва ли. Направлен ли он против системы? Скорее несёт импульс к выживанию системы в момент её глубокого внутреннего кризиса. Удобен ли он для агитации? Сомнительно, поскольку даже самый угнетённый рабочий боится, что в конечном итоге отбирать будут именно у него (и в этом инстинкт его не обманывает).

Характеризуя социально-политическое значение главного лозунга «Другой России», можно смело согласиться с оценкой, пусть случайной, но оттого не менее меткой, товарища Трубицына: лозунг «Отобрать и поделить» несёт ровно тот же смысл, что и лозунг «Отодрать и побелить», а именно косметический ремонт капитализма.

Российский национал-большевизм прошёл долгий и сложный путь и сегодня находится на историческом распутье. Либо он сумеет выделить из себя последовательную, критически мыслящую, политически консолидированную организованную силу, воплощающую на деле принцип «левая мысль, правое действие». Либо нацболы неизбежно повторят путь российских коммунистов, хронически дезориентированных и политически недееспособных, разделённых на непонятные и никому не нужные «организации», разделив общую формулу сегодняшнего левого движения: «правая мысль, левое действие» — в худшем её виде.

Пожелаем же в очередной раз не ошибиться с выбором наследникам, вне всякого сомнения, самой героической российской партии со времен ВКП(б) и ПЛСР.

Добавить комментарий