Ровно год назад я вместе с двумя своими коллегами по факультету международных отношений СПбГУ находился в известном любителям зарубежного туризма фламандском городе Брюгге. Как раз после прошедших в бельгийском королевстве парламентских выборов. На мой вопрос о том, скоро ли может быть сформировано новое правительство Бельгии, один молодой преподаватель ответил: «Хорошо бы, чтоб хоть через три месяца…» и подмигнул.
Но вот прошло уже более года после тех выборов, а коалиционное правительство так и не сформировано. Привет профессору! Тем не менее, Бельгия как жила, так и живёт вполне нормально. Нет, выводящего из себя рядовых жителей, взрывного роста цен на продовольствие или коммунальные услуги, не слышно про разгул преступности и нетерпимости, в прессе не льются потоками слёзы в отношении «угрозы стабильности». Страна живёт, страна работает.
Конечно, большинству бельгийцев подобное положение дел не нравится. Были и сборы подписи парламентариям с призывом поскорее разрешить затянувшийся политический кризис, и многотысячные для Брюсселя демонстрации с аналогичными лозунгами. Но ситуация непроста: в прошлом году в Валлонии победа досталась социалистам, а во Фландрии – правым автономистам. Их позиции и по социально-экономической политике, и по институциональной перспективе противоположны. Уже семь раз король Альберт II предоставлял разным политикам мандат на формирование кабинета. Безрезультатно. И будущее по-настоящему федеративного государства не может не вызывать тревоги. Тем более, с учётом того, что Брюссель давно уже именуют неформальной столицей единой Европы. А будущее это, откровенно говоря, туманно.
Но что очень важно: парламентская демократия, политическая культура, толерантность и свобода масс-медиа просто не дают возможности подняться стонам и развиться провокациям, король с министрами не агитируют подданных записываться в «народный фронт», рефрен «стабильность любой ценой» как-то не приживается в спокойной западноевропейской стране…