Посмотрев вчера «Поединок» на телеканале «Россия» между председателем ЦК КПРФ Геннадием Зюгановым и фактическим лидером «СР» Сергеем Мироновым, сразу вспомнил известные слова бывшего генсека Французской коммунистической партии Жоржа Марше: «Союз – это борьба». Слова эти сказаны были в начале 70-х, когда во Франции шли трудные и упорные дискуссии, предшествовавшие заключению Союза левых сил. Марше имел в виду, что создание левого союза подразумевает ведение совместной борьбы против находившихся у власти правых.
Но вчера у «голубого экрана» мне показалось, что, по крайней мере, для лидеров ведущей российской левой партии, борьба с соперниками по «левому полю» носит определяющий характер – по сравнению с союзом. Сколько не спрашивал Сергей Миронов и его товарищи по партии, как и ведущий Владимир Соловьёв, готова ли КПРФ к союзу левых сил с «СР» или хотя бы к заключения пакта о ненападении с «эсерами», чёткого, вразумительного ответа получено не было. В дискурсе Зюганова и его сторонников явно выделялась критическая составляющая, напоминавшая Миронову о его прокремлёвском прошлом.
Слов нет, с точки зрения левого оппозиционера, претензий и к лидеру справедливороссов и к его партии немало. Все мы помним, что в 2008 году «эсеры» действительно поддержали и Дмитрия Медведева на президентских выборах, и кандидатуру Владимира Путина как главы правительства. Но политики, желающие по-настоящему отодвинуть зажравшихся «медведей» от кормила власти должны больше думать о будущем, не припоминать друг другу как школьники-хулиганы былые обиды, а анализировать предложения друг друга по переустройству России, искать точки соприкосновения.
Французские левые левые в своё время заключили Союз, подписали совместную правительственную программу, а менее чем через 10 лет пришли к власти именно благодаря тому, что социалисты и их союзники нашли в себе силы во имя победы встать над тем, что отделяет друг от друга и отдать приоритет тому, что объединяет. Это закон для любого левого альянса, безотказно сработавший уже в наше время в Бразилии, Уругвае, а в сентябре, буквально на днях, — в Дании. На память приходит история Народного фронта во Франции: благодаря тому, что социалисты, коммунисты и радикалы не подчёркивали свои разногласия во время предвыборной кампании 1936 года, они уверенно победили правых (5, 6 млн голосов и 381 депутат Народного фронта против 4, 2 млн голосов и 237 депутатов центра и правых).
И сегодня видно, что «СР», со всеми присущими этой партии минусами, готова к объединению левых оппозиционных сил, а КПРФ этого не особо желает. Или же зюгановцы готовы к такому «альянсу», в котором их партия будет иметь, что называется, «контрольный пакет». Но партийная политика – не акционерное общество! И в нашей стране, где левые сообща не дотягивают и до 30 % голосов (результаты думских выборов 2007 года), подобная тактика выглядит, по меньшей мере, нелепо.
А может, российские коммунисты попросту боятся того же французского опыта? Ведь почти 30 лет назад ФКП и соцпартия по политическому весу были примерно на равном положении. Сегодня же французская соцпартия по собранным голосам и депутатским мандатам в разы превосходит своих партнёров по французской левой! Возможно, и так, но всё-таки всегда нужно помнить, кто твой главный враг и как с ним можно бороться… А в одиночку ни коммунисты, ни «эсеры» одолеть этого врага точно не смогут.