Руслан КОСТЮК. Северная Корея: такой социализм нам не нужен

Оно, конечно: и у левоцентристских семейств имеются свои политические династии, представители которых в двух, а то и трёх поколениях возглавляли правительства своих стран. Неру-Ганди, Бхутто, к примеру. Или вот в Европе  — клан Папандреу. Но всё-таки тут, что не говори, премьеры из этих «политических фамилий» приходили к власти в обстановке многопартийной конкуренции. Так же они и уходили из власти.

Но вот того, что скорее всего произойдёт в Корейской Народно-Демократической Республике после кончины Ким Чен Ира – такого в «левой галактике» по-настоящему не было. Да и быть, по чести, не должно, но… Судя по всему, власть в правящей Трудовой партии Кореи и в северокорейском государстве перейдёт «по наследству» к одному из сыновей покойного «Любимого Руководителя» Ким Чен Ира и внуку «Великого Вождя» Ким Ир Сена Ким Чен Ыну, которого Центральное телеграфное агентство Северной Кореи уже нарекло «Великим Наследником». Между тем, речь идёт о молодом человеке, не достигшем ещё 30 лет и уж точно не являющимся самым заслуженным человеком в КНДР.

Между тем, сказанное представляется закономерным, если мы ведём речь о КНДР. Не хочется говорить плохо о покойном, скончавшемся от сердечного приступа. Но его смерть в бронепоезде (по официальным данным, разумеется) весьма символична для сверхзакрытой от мира страны. КНДР, как и корейская проблема, представляют, без сомнения, реликт «холодной войны». Она уже 20 лет как закончилась, а северокорейский режим чучхе остался в старом виде. Такое возможно не благодаря, а вопреки законам истории, ведь сам этот режим по сравнению с Южной Кореей является гораздо менее эффективным. Но здесь мы имеем дело со всеми теми «демонами коммунизма», которыми постоянно пугали и пугают правые, обличая левототалитарные режимы. Отсутствие политических свобод, тотальное господство правящей партии и силовых структур, смычка партии и государства, агрессивная внешняя политика (вспомним недавнее ничем не обоснованное потопление южнокорейской подлодки, постоянные полёты ракет в направлении Японии, да хотя бы и подземные ядерные испытания),  абсолютная этатизация экономики, экономическая неэффективность, дефицит продовольственных товаров и одежды, директивное планирование, культурное однообразие – все эти качества сполна присутствуют в северокорейском обществе. Неудивительно, что сталинистские партии всегда выражали своё восхищение северокорейской моделью.

Судя по всему, власть в правящей Трудовой партии Кореи и в северокорейском государстве перейдёт «по наследству» к одному из сыновей покойного «Любимого Руководителя» Ким Чен Ира и внуку «Великого Вождя» Ким Ир Сена Ким Чен Ыну, которого Центральное телеграфное агентство Северной Кореи уже нарекло «Великим Наследником»

А добавим ещё потрясающий по масштабам «культ личностей», то есть Ким Ир Сена и его потомков. «Красная монархия», как нередко называют КНДР западные политологи, на марше! Когда я смотрю кадры всенародной печали из Пхеньяна, где трудящиеся в согбенных позах стоят перед монументами ушедшего «Любимого Руководителя», искренне плачут и даже пребывают в состоянии истерики, я задаю себе вопрос: что нужно было сделать с гордой нацией, неоднократно со средних веков доказывавшей своё стремление к свободе и независимости, чтобы довести её до такого состояния? Вспоминаю увиденные в детстве кадры из Южной Кореи: студенческие выступления против американского военного присутствия, драки южнокорейских рабочих с полицией. Сравниваю. Но, может, ничего удивительного? СССР проиграл США, ГДР по всем статьям уступила ФРГ. Что же, та модель «реального социализма», которая не признавала свободу и демократию, была обречена. Сегодня, через 20 лет после крушения «мировой социалистической системы», всё это видно не менее чётко, чем в 91-м.

Жители Северной Кореи оплакивают Ким Чен Ира

Я глубоко убеждён в том, что в своём нынешнем виде режим в КНДР обречён. Пусть будет «Ким III», пусть его дядя — зять Ким Чен Ира Чан Сон Тхэк. Как говорится, неважно. Но я также уверен в том, что те левые политики в России и за её пределами, которые постоянно разглагольствует об «успехах социалистического строительства» в КНДР, несут тяжёлую моральную ответственность перед левым движением. Воистину, размышляя о северокорейском обществе, так и хочется воскликнуть: «Нет, такой «социализм» нам не нужен!»

2 комментария

Мой друг был в Северной Корее в составе военной делегации СССР. Попросту авиаполк перелетел туда и показывал технику Миг-23. Полк этот — это технический состав «Нормандии Неман»,а вместо французов русские (советские) лётчики. Он поделился тем, что тогда в далёкий 85-й год Северная Корея казалась сверхцивилизацией для нас. На улице кока-кола, в библиотеке сплошь компьютеры из Японии. Про порядок и читоту можно даже не писать. Мужчины служат в армии 5 лет, а женщины 7 лет. Почему? Всё утилитарно просто — женщины от природы слабее и менее подготовлены к войне, вот и надо им больше тренироваться. А для этого времени надо больше. Сельское хозяйство такое, что всё садится (так он рассказал мне) рассадой вручную.

Очень, на самом деле, болезненную тему статья затрагивает: возможна ли реализация прав трудящихся без сильной власти, демократий и прочего цирка. Вся мировая история, включая античную, скорее, говорит, что нет. Ведь, стремление к собственности, к успеху за счет других, в конечном итоге, к расслоению – в природе человека, это естественно, а социальная забота – это не естественно, это можно только силой. Жалкие социал-демократические компромиссы в жиреющих странах национальных привилегированных меньшинств – не в счет. Думаю, это мнение не совпадает с мнением редакции :)

Добавить комментарий