Р. В. Костюк, профессор факультета международных отношений СПбГУ, доктор исторических наук
Хорошо помню, как в начале этого года западные левые интеллектуалы (так сказать, от троцкистов до левоцентристов) в своих «концептуальных» статьях пытались показать «историческое величие» «арабских революций». Писали о том, что уж теперь-то арабские страны точно пойдут в сторону большей справедливости, свободы, уважения прав человека и народовластия. Солидарность с «арабской весной» выразил и Социалистический интернационал. Сказать по правде, сам, видя широкие народные манифестации в Каире и Тунисе, был склонен к подобной точке зрения. Но ведь старинное русское изречение правильно гласит: цыплят считают по осени….
О правах человека и справедливости вспоминал в те минуты, когда ТВ демонстрировало кадры линчевания Муаммара Каддафи. А о правах человека и прогрессе — тогда, когда новые лидеры Ливии публично объявили о введении норм шариата в качестве источника законодательства и об отказе женщинам от права на развод. Хорош же «прогресс», ведущий в средневековье!
Собственно, правда жизни такова: мы сейчас вовсе не являемся свидетелями развития революционного процесса в арабском мире. Увы, более права лидер французских крайне правых Марин Лё Пен, которая отличается гораздо большей политической смелостью, чем умеренные левые политики, позволяет себе открыто предупреждать: «арабскому миру реально угрожает исламистская диктатура». В самом деле, давайте посмотрим правде в глаза: в Ливии среди сил повстанцев сильны откровенные исламисты, в прошлом — боевики Вооружённой исламской группы; в Сирии среди боевиков, сражающихся против сил безопасности и армии, доминируют опять же исламисты. В Египте на предстоящих законодательных выборах бесспорным фаворитом номер один является партия, связанная с «Братьями-мусульманами». В Иордании именно исламские радикалы играют в оппозиции первую скрипку. В Йемене религиозные экстремисты установили уже контроль над некоторыми территориями и ввели собственные законы.
Что ж, Западу и НАТО впору торжествовать?! Они хотели движения арабских стран к либерализму, но движение, похоже, уже идёт в совсем ином направлении. И, без сомнения, выборы 23 октября в Учредительное собрание Туниса сей факт подтверждают. Твёрдую победу на этих выборах, вероятно, не менее 40% мандатов в «учредилке», избранной для разработки Конституции и формирования новых органов власти, достанутся ещё недавно запрещённой исламистской партии «Ан-Нахда» («Возрождение»). Любопытно, что согласно опросу, сделанному телеканалом «Аль-Джазира» накануне выборов, около 47% тунисцев желают движения своей страны именно по пути дальнейшей исламизации общества. НАТО, привет!
Увы, левые интеллектуалы и мы вместе с ними не заметили всю опасность подобного развития событий. Дело в том, что в реальности ставшие под знамёна «революций» страны выбирают не столько «больше свободы и демократии», сколько «больше религии». Значит, по некоторым примерам (той же Ливии — это уж точно) впору говорить о победе контрреволюции. Тунис, Египет, Ливия были до 2011 года далеко не идеальными, весьма противоречивыми обществами. Понятно, что поражения существовавших там моделей управления имеют, преимущественно, внутренние причины. Но непредвзятая попытка посмотреть, что будет, если бразды правления в этих странах достанутся консерваторам-исламистам, наводит, откровенно сказать, на весьма мрачные мысли.
Когда началась вся эта заварушка, я написала, что мы становимся очевидцами окончательного краха исламской духовной империи. Понимаю, что сегодня это не очевидно. Знаю, что диктатуры любых мастей легче манипулируемы извне в плане доступа к ресурсам территорий. И манипуляторы этот доступ получат, но ситуация будет развиваться совсем не так, как это себе представляют сценаристы «великого Запада». Сегодня в полную силу о себе не заявил ресурс «женского мира» этих государств. Когда он заговорит и начнет действовать — вот тут мы и посмотрим — чего считаем — цыплят или?….