Судя по всему, в ближайшее воскресенье в «единый день голосования» прокремлёвскую партию власти ожидает очередная триумфальная победа. И дело здесь не только в грязном характере нынешней электоральной кампании, абсолютно соотносимого с тем типом «управляемой демократии», что уже не первый год «процветает» на российских просторах.
Ведущие левые партии нашей страны, КПРФ и «Справедливая Россия», в значительной степени сами несут прямую ответственность за это будущее поражение.
По-своему оригинально, что единственный пример, когда фаворит губернаторской гонки не является кандидатом «ЕР», мы находим в Орловской области, где губернатор-член КПРФ … поддерживается как раз «Единой Россией».
Но это, на мой взгляд, технический нюанс; гораздо важнее политическое содержание. Важнее то, что хотели они того или нет, но лидеры и актив КПРФ и «СР» на славу постарались в деле подъёма фантастического для цивилизованных стран рейтинга действующего главы государства — В. В. Путина. Ведь когда социологи рапортуют о не совсем нормальном для демократического общества уровне поддержки президента в 83-85%, мы должны иметь в виду, что немалая часть из этого «путинского большинства» принадлежит к избирателям российских левых партий. Как это могло случиться? И вот здесь на поверхность выходит, конечно же, «крымско-украинская» тема…
Лично я далёк от радикальных подходов ко всей этой тематике. Мне одинаково неуютно слушать как тех левых активистов, которые фактически солидаризировались с нынешней украинской правонационалистической властью, так и тех русских левых, которые сделались профессиональными бойцами агитфронта с «украинским фашизмом». Крайности подчас шокируют своим дебилизмом.
В принципе я вполне разделяю подход европейских антилиберальных левых. Например, лидера Французской компартии и председателя Партии европейских левых сенатора Пьера Лорана, который справедливо говорит о том, что и «Россия и Запад несут свою долю ответственности за усиление конфронтации в Украине».
В августе в Париже я беседовала с членом Национального бюро французской Соцпартии Жераром Филошем, видным представителем левого крыла этой партии. Он сказал в общем простые, но совершенно правильные слова: «Эта война не нужна народам. Было бы логично, если б европейские левые подняли голос против политики вмешательства со стороны НАТО и Европейского Союза, украинские левые сопротивлялись милитаристской политики своей власти, а левые России, в свою очередь, твёрдо осуждали факты прямого интервенционизма вашего правительства в отношении Украины».
Жерар Филош — бывший троцкист и эти его слова немного напоминают мысль Владимира Ульянова о том, что подлинной задачей настоящей революционной социал-демократии должна быть борьба со своим ура-патриотизмом. Мысль, как говорится, не новая, но что мы видим, так сказать в российской действительности?
А видим мы вот что. Западноевропейские левые осуждают экспансионистскую политику НАТО и ЕС в отношении Украины, раскрывают факты взаимодействия с правонационалистическими силами Украины. В самой Украине находятся левые, борющиеся против военной истерии, указывающие реальный облик нынешних властей. В общем, как могут, выполняют свой интернациональный долг. А что же у нас, в России?
А у нас левые тоже борются с национализмом и фашизмом, только, скажем так, с чужим. Что, конечно же, делать легко и просто.
Системные левые партии, прежде всего КПРФ и «СР», равно как и находящиеся под их влиянием общественные организации (типа «Русского лада») во всех городах и весях создают различные комитеты по борьбе с украинским фашизмом и и только и делают, что разоблачают «необандеровщину» в своих изданиях.
Одновременно их депутаты рукоплескали аннексии Крыма, а партактив собирал подписи за признание ДНР и ЛНР. Даже некоторые леводемократические интеллектуалы всю мощь своего дискурса направляют на то, чтобы убедить нас, что речь идёт чуть ли не повторении испанской гражданской войны 30-х годов, когда нужно выбирать между белым и чёрным.
Но давайте посмотрим на вещи непредвзято. Да, понятно, нынешняя украинская власть есть прежде всего соединение украинского национализма и правого либерализма, присутствие в правительстве неофашистов из «Свободы» говорит о многом. Но разве самопровозглашённые республики в Восточной Украине можно рассматривать исключительно через призму «левого измерения»?
В рядах ополченцев немало коммунистов, членов «Боротьбы», есть даже антифашисты из других стран, добровольцы-активисты КПРФ, всё верно. Но разве нет среди адептов этих республик «Русской православной армии», казаков-православных фундаменталистов, сомнительных личностей с российскими паспортами, вдруг воспылавшими любовью к «Новороссии»? Почему КПРФ, «СР» и левые интеллектуалы замалчивают то, о чём можно прочитать в левых газетах и журналах других стран; я имею в виду о многочисленных фактах участия в боевых действиях отечественных военнослужащих? Почти никто из известных левых политиков не поднимает тему межимпериалистической конкуренции на «украинской площадке»…
В своё время Ленин верно заметил: «И во внешней политике, и во внутренней, одинаково, империализм стремится к нарушениям демократии, к реакции». Вероятно, наши системные левые забыли эту верную и вовсе не экстремистскую мысль.
В последнее месяцы мы прекрасно видим, что это значит — ограничение демократии во внутренней политике. Сами же аппаратчики КПРФ и «СР» жалуются на то, как проходит нынешняя региональная избирательная кампания. А что они хотели?
И не сами ли поспособствовали такому повороту дел, сверхрейтингу Путина, дезориентируя свою базу и избирателей? Некогда Фридрих Энгельс писал: «Российская империя является главным оплотом, резервной позицией и вместе с тем резервной армией европейской реакции». Сегодня мы видим, что венгерский «Йоббик» и французский Национальный фронт поддерживают то, как защищаются «консервативные ценности» в РФ. Это не случайно, ведь этим крайне правым действительно духовно ближе происходящее у нас.
Так что очередное поражение левых и левоцентристов в России 14 сентября будет неслучайным, а вполне закономерным. Сами постарались…
Об авторе:
Руслан КОСТЮК, доктор исторических наук, профессор факультета международных отношений СПбГУ, специализация — левое движение на Западе.
Руслан Васильевич абсолютно прав. Позорно и то, что среди несистемных левых находятся товарищи, оправдывающие аннексию Крыма, буквальную кальку с аннексии Судетской области Чехословакии в 1938. Недурно бы некоторым левым, упорно приветствующим Новороссию, помнить, что этот топоним был изобретён такими замечательными деятелями, как первая помещица Российской империи Екатерина Вторая и её милый друг Григорий Потёмкин, а окончательно снят с географической карты В.И.Лениным, когда все эти области вошли в УССР.