Руслан КОСТЮК. И это они боролись с СССР…

Kostiuk-di-rote-faneНа прошлой неделе из Эстонии пришла весть: по подозрению во взяточничестве задержан мэр Таллина и лидер оппозиционной Центристской партии Эдгар Сависаар. Его обвиняют в получении взяток на общую сумму в несколько сотен тысяч евро. Разумеется, только следствие и суд смогут дать точный и беспристрастный ответ насчёт виновности столичного градоначальника, но уже сегодня весьма вероятно, что на долгой политической карьере Сависаара может быть поставлен крест.

Те, кто участвовал в общественно-политическом движении в конце 1980-х — начале 1990-х годов хорошо помнят Эдгара Сависаара как лидера Народного фронта Эстонии. В 1990-1992 годы он возглавлял правительство Эстонской Республики и, таким образом, был, что называется, «отцом независимости» для этой страны. Но прокрутив в памяти, а что же стало со всеми аналогичными «отцами независимости» и борцами с «советской империей» конца 80-х – начала 90-х годов, приходишь к выводу, что в подавляющем большинстве случаев их персональная политическая карьера пошла после тех драматических лет на спад; для некоторых это — мягко сказано. Да, открытых взяточников среди этих поборников национальной независимости вроде не было, а вот политических трупов — сколько угодно.

"Живая Цепь", организованная Народными Фронтами Эстонии и Латвии и литовским "Саюдисом" в знак солидарности трёх народов Балтии и их стремления к независимости
«Живая цепь», организованная Народными Фронтами Эстонии и Латвии и литовским «Саюдисом» в знак солидарности трёх народов Балтии и их стремления к независимости

Впрочем, некоторые из этих антисоветских борцов уже, в самом деле, ушли в иной мир, причём ушли бесславно. Но давайте обратимся к конкретным примерам. Вот, Звиад Гамсахурдия, видный деятель грузинского национал-демократического движения, глава Верховного Совета Грузии в 1990-1991 годы, затем первый демократически избранный президент Грузии. Это при нём Грузии оформился откровенно авторитарный и националистический режим, имевший отдельные фашистские черты, это он посылал «добровольцев» в Южную Осетию, подпитывая своими действиями местный сепаратизм. В итоге был свергнут в декабре 1992 года, бежал в Чечню. А в самый разгар грузинского-абхазского конфликта, когда перелом в пользу Сухуми и стоявших за абхазским руководством сил стал очевидным, поднял осенью 1993 года мятеж в Западной Грузии. Но, в конечном счёте, опять проиграл и при до сих пор не совсем выясненных обстоятельствах ушёл из жизни буквально накануне 1994 года.

Также президентом-неудачником можно назвать соседа Гамсахурдия по Закавказью Абульфаза Эльчибея. Этот историк, диссидент-националист, поклонник пантюркизма на волне «демократических» волнений летом 1992 года вознёсся на президентский пост в Азербайджане. Но лидер Народного фронта Азербайджана (НФА) и поклонник генерала Дудаева оказался политиком-неумёхой. Его националистическая внутренняя политика породила бегство из республики десятков тысяч «некоренных» жителей Азербайджана и военные поражения на карабахском фронте, в результате чего Азербайджанская республика потеряла не только бывшую Нагорно-Карабахскую автономную область, но и немалую площадь вокруг неё. В результате военный мятеж Сурета Гусейнова положил конец краткосрочному правлению НФА и открыл дорогу для триумфального возвращения в Баку Гейдара Алиева. Сам же Эльчибей бежал в родную Нахичеванскую республику, а в августе 1993 года 97,5% избирателей проголосовали за его юридическую отставку. Эльчибей скончался в 2000 году в Турции от рака, но до сих пор немало его сторонников убеждены в том, что «президент-демократ» был отравлен.

В жизненном плане явно более повезло коллеге Гамсахурдия и Эльчибею по антисоветскому движению ещё одному политику-учёному Левону Тер-Петросяну. Он пробыл на президентской должности два срока, с 1991-го по 1998 год. Но основатель Армянского общенационального движения властвовал таким образом, что Армения в 90-е годы ХХ века превратилась в одну из самых бедных республик на постсоветском пространстве, из страны по экономическим причинам уехали на заработки, прежде всего в РФ, сотни тысяч человек. Соответственно и отношение в обществе к этой фигуре оказалось далеко не идеальным, что проявилось на президентских выборах в 2008 года, когда за кандидатуру Тер-Петросяна отдали голоса лишь 21,5% избирателей. Сегодня с именем политика-учёного ассоциируют деятельность оппозиционного Армянского Национального Конгресса, но эта сила располагает лишь несколькими парламентскими мандатами, играя, таким образом, в национальной политике небольшую роль.

Но если лидеры национал-демократических или националистических движений в закавказских странах добились хоть чего-то, то этого совсем не сказать о националистических лидерах на «западном фланге» СНГ. Да, руководитель Народного фронта Молдовы Мирча Друк несколько месяцев на стыке распада Союза и получения Молдовой независимости оказался на посту премьер-министра. Но проявил себя полным профаном, хотя и не лишённым националистических амбиций. Это он посылал молдавских националистов «на Гагаузию» и пытался раздавить «приднестровскую Вандею». А в итоге окончил тем, что в 1992 году раньше других получил вожделенное румынское гражданство и оперативно «свинтил» к своим истинным хозяевам. Друку хватило даже наглости в 90-е годы баллотироваться на пост президента Румынии, но за этого политика-хамелеона отдали голоса менее 3% румын. В итоге он успокоился и теперь пишет книжки по менеджменту и психологии управления.

Ещё дальше умотал бывший лидер Белорусского народного фронта Зенон Позняк, тот самый, кто в 90-е сравнивал Дудаева не с кем-нибудь, а с Де Голлем! После укрепления власти Лукашенко в Беларуси экс-руководитель белорусских национал-демократов оказался вначале в Польше, а затем под видом политического эмигранта тихо-тихо перебрался с Соединённые Штаты.

В общем, говоря о самых известных и ярких представителях «национал-демократов» конца 80-х — начала 90-х годов, можно безошибочно сказать, что никто из них не стал для своих народов тем, кем являются для латиноамериканских наций Симон Боливар, для американцев Джордж Вашингтон, а для индийцев Джавахарлал Неру. Не титаны, одним словом, а, как бы сказал Михаил Зощенко, дрянной народец… Так что случаю с Сависааром я лично и не удивляюсь нисколько.

Но вот какая неприятная мысль пришла одновременно в голову: если такие вот исторические персонажи смогли более 20 лет общими усилиями добиться своего и побороть-таки СССР, то не говорит ли это о том, что наш «советский колосс» был к тому времени уже достаточно подгнившим и неработающим механизмом? Уж если такие господа сумели добиться своего…

Добавить комментарий