Просматривая в конце мая, по «горячим следам» комментарии своих западноевропейских коллег – историков и политологов – относительно, мягко сказать, невзрачных для левых сил итогов выборов в Европейский парламент (ЕП) я выделил общий «сюжетный подход». Разными словами, но по сути похоже там присутствовал рефрен: могло быть ещё хуже…
На самом деле, те, кто относит себя к левому спектру в современной Европе, просто уже привыкли к поражениям. До глобального валютно-экономического кризиса, в его разгар и после кризиса в большей части стран-членов Европейского Союза (ЕС) левые, как правило, проигрывали. И исход евровыборов-2019 вовсе не стал здесь каким-то исключением и новостью; наоборот, он подтверждает общую отрицательную тенденцию, отчасти её «систематизируя».
Наверное, если пытаться говорить наукообразным языком, можно привести высказывание известного западноевропейского «партолога», профессора Брюссельского свободного университета Жан-Мишеля де Ваеля о том, что «в Западной Европе левые пострадали в связи с соучастием в политике “строгой экономии”, а в Восточной Европе они сильно далеки от проблем гражданского общества». С этой цитатой вряд ли следует спорить. Действительно, в самых разных частях Европы левые продолжают нести ощутимые потери, и конца этой парадигме как будто не видно. Причём относится это к самым разным направлениям актуального левого движения в «единой Европе».
Продолжает буксовать европейская социал-демократия. Партия европейских социалистов (ПЕС) хоть и сохраняет после евровыборов для своей депутатской группы статус второй по влиянию силы в ЕП, но вновь её парламентское представительство ужалось, на сей раз до 153 мандатов в 751-местном Европарламенте. В 2019 году лишь в пяти странах-членах ЕС социал-демократические партии заняли на выборах первое место. Что, наверное, лучшим образом говорит о реальной силе социал-демократической семьи, ещё в конце 1990-х годов доминировавшей в европейской политике.
Потеря второго места в ФРГ немецкими социал-демократами, унизительный результат британских лейбористов, достаточно слабые показатели в Северной Европе, исторический провал «партии Миттерана» — французской Социалистической партии, крайне невыразительные результаты левоцентристов в большинстве посткоммунистических стран ЕС — всё это говорит о продолжении системного кризиса европейской социал-демократии. Если в 2014 году лишь в двух странах Союза левоцентристы уступили пальму первенства по полученным голосам представителям других политических тенденций левого спектра, в мае 2019 года число таких стран выросло уже до девяти. Причём речь идёт не только о малюсеньком Люксембурге, но и о таких Грандах европейской интеграции, как Германия и Франция, где социал-демократы и социалисты бездарно уступили «зелёным».
Собственно, партии, ассоциированные с ПЕС, одержали верх всего в пяти странах Союза – из 28 государств, где с 23 по 26 мая происходили выборы в Европарламент.
Традиционным левым и левоцентристам, если они желают сохранить свои пошатнувшиеся позиции, срочно необходимо предпринять энергичные и творческие усилия…
Как полагает бывший член Национального бюро французской соцпартии Жерар Филош, «социал-демократия, продолжающая платить дань неолиберализму и “жёсткой экономии”, так и не вышла из спирали губительного кризиса… Более того, она всё больше в нём увязает.
Но вряд ли от этого факта должно быть радостнее более левым силам. Ведь и конфедеративная левая группа ЕП после евровыборов-2019 уменьшится в численности практически на пятую часть, в неё войдут менее 40 депутатов. Ведущая транснациональная сила на радикальном левом фланге — Партия европейских левых (ПЕЛ) также не досчиталась мандатов, вне Европарламента оказалась, например, столь важная для ПЕЛ партия, как Французская компартия (ФКП). Проиграла выборы и самая сильная в ЕС левосоциалистическая партия, я имею в виду греческую СИРИЗА, лидер которой и глава греческого правительства Алексис Ципрас, приняв политическую ответственность, объявил о роспуске парламента и проведении в стране досрочных законодательных выборов.
Просчитались те, кто ждал на выборах в ЕП в 2019 году сильную левопопулистскую волну. Результаты «Непокорённой Франции» и коалиции «Объединённый Подемос» в Испании не впечатляют. Эти политические формации понесли серьёзные потери по сравнению с прошлыми годами. Некоторые левопопулистские партии, как, например, голландская соцпартия, вообще не попали в состав новоизбранного ЕП. Всё это определённо говорит о том, что данный спектр находится в весьма непростом положении. На самом деле, правые популисты гораздо выгоднее эксплуатируют «антиэлитную» тему, чем их левые конкуренты.
Ну и традиционные компартии также не на подъёме. Если посмотреть результаты что партий еврокоммунистической традиции, что более радикальных партий, практически все они потеряли и уровень поддержки, и мандаты. Случай с ФКП, чьи представители неизменно заседали во всех созывах Европарламента, начиная с первых прямых выборов 1979 года, в данном случае весьма показателен.
Конечно, нет правил без исключений. Говоря об общем отступлении социал-демократии, не забудем о прекрасных результатах левоцентристов на Юге — у испанских и португальских социалистов и особенно у мальтийских лейбористов, за которых на их острове голосовали 54,3% избирателей. Памятуя о слабых результатах партий, аффилированных с ПЕЛ, отметим очень неплохой показатель левосоциалистического португальского Левого блока, получившего около 10 пунктов.
Из партий «марксистско-ленинской» традиции порадовала Партия труда Бельгии, представитель которой впервые попал в ЕП, а сама партия в шесть раз увеличила представительство в федеральном парламенте, выборы в который также состоялись 26 мая. Не забудем и то, что в Германии и Франции экологисты вышли на первый план среди левых сил. Всё это говорит о том, что «мир не стоит на месте», как и о том, что традиционным левым и левоцентристам, если они желают сохранить свои пошатнувшиеся позиции, срочно необходимо предпринять соответствующие энергичные и творческие усилия… чтобы происшедшее с ФКП, СП (Франции) или СДПГ не стало правилом для всех остальных!