Судя по всему, президент Медведев не хочет уходить со своего высокого поста, запомнившись соотечественникам лишь тем, что «приказал не переводить часовую стрелку» по осени. Нет, он решил уйти, «хлопнув дверью», и всё-таки остаться в памяти как политик, добившийся определённой политической модернизации и либерализации. Об этом, по крайней мере, свидетельствует политический раздел его ежегодного Послания Федеральному собранию, оглашённого 22 декабря. Я бы оставил за скобками изъезженные мысли о борьбе с коррупцией, «успехах» в экономике и наукограде Сколково. Но проигнорировать то, что имеет отношение к политической реформе, было бы явной ошибкой. И вот в связи с этим хотелось бы выделить, по крайней мере, четыре аспекта.
Во-первых, все политические новации, услышанные из уст президента, были бы просто невозможны без выступления широких слоёв общественности против фальсификаций результатов думских выборов. Было бы всё по-другому – власть бы пальцем о палец не ударила. По существу, можно сказать, что демократически настроенная общественность вырвала анонсированные изменения своими протестами, митингами, пикетами.
Во-вторых, власть, без сомнений, отступает. Если раньше, в течение всего периода 2000-х годов, во внутриполитическом плане шло «закручивание гаек» (оформление системы «партии-государства» и её монополии на всех без исключения уровнях политической жизни, отказ от избрания населением глав регионов, превращение в посмешище Совета федерации, удлинение мандатов президента и депутатов Государственной думы, последовательное сокращение числа политических партий и т. д.) – то услышанное нами в президентском послании, по большинству пунктов, является движением в сторону прогресса. Я имею в виду, в частности, предложения по резкому упрощению порядка регистрации политических партий (сейчас для этого требуется 50 000 подписей, в будущем обещают полтысячи), расширение представительства политических партий в избирательных комиссиях разного уровня, переход к выборам руководителей субъектов прямым голосованием, отмену необходимости для политических партий собирать подписи для участия в выборах в Государственную думу и, наконец, сокращение количества подписей избирателей, необходимых для участия в выборах президента, с нынешних двух миллионов до 100-300 тысяч.
Другой вопрос, и это тоже нужно держать в уме, что все эти благие пожелания, пусть даже Федеральное Собрание даст им «путёвку в жизнь» сверхоперативно, смогли бы оказать свою позитивную роль на общественно-политическую жизнь никак не ранее следующего электорального цикла, то есть лишь в 2016-2018 годах.
Но на два позитивных тезиса найдутся и два пессимистических.
В-третьих, ни одно из предложений Д. Медведева, как и более ранних инициатив Владимира Путина (о возможности прямого избрания членов Совета Федерации, например), ни в коем случае не ставит под сомнение всю политическую конструкцию России, гнилую и антидемократическую. Ничего не сказано о решительных (да хоть каких-то) изменениях в треугольнике президент – правительство – Федеральное собрание, нет никаких идей по модификации отношений властей в пользу парламентаризма. Иными словами, при сохранении «Ельцинской Конституции» надеяться на подлинно демократические перемены не стоит.
И, наконец, в-четвёртых, последний посыл. Услышав в речи президента мысль о предстоящем (уж будьте уверены – Дума и Совфед поддержат!) возвращении к смешанному порядку формирования нижней палаты парламента, я схватился за голову. Представьте себе, сколько было бы в нынешней Думе единороссов, если бы такая схема действовала 4 декабря! Они ведь официально первенствовали во всех без исключения регионах. А значит, не надо быть математиком, чтобы подсчитать, что посланцев от «ЕР» при таком «гуманном» подходе было бы этак три четверти от всего депутатского корпуса. И почему бы в такой ситуации не разрешить микроскопические партии и не дать им право выдвигать своих кандидатов на выборах в мажоритарных округах?
Так что, друзья, да убоимся данайцев, дары приносящих! На самом деле, всё так же, как и раньше: абсолютно понятно, чьи интересы выражает и кому служит нынешняя власть. Ни крупному капиталу, тесно связанному с режимом, ни огромной армии чиновничества подлинная политическая реформа не нужна. Но в то же время власть вынуждена идти навстречу обществу. И этот фактор мы тоже должны иметь в виду.
+ 1!
Кроме того, микроскопические партии вполне могут выдвигать свои кандидатуры и в пропорциональных округах: 7 % барьер не предлагалось снизить.