РПЦ — последний бастион Кремля

Владимир СОЛОВЕЙЧИК

Патриарх Кирилл поддерживает Владимира Путина без обиняков

По мере усиления социально-экономического кризиса и вызванной им политической нестабильности кремлёвские чиновники и правительственные аппаратчики всё активнее размышляют над «нетрадиционными» сценариями сохранения своего господства. Речь идёт не столько о насильственном подавлении растущего народного недовольства — этот вариант действующая власть пока оставляет на самый крайний случай, — сколько о политтехнологических манипуляциях, позволяющих, сменив команду игроков и, возможно, правила политической игры, оставить в неприкосновенности процесс либерально-рыночных реформ и итоги приватизации.

Судя по последним событиям, в критической ситуации руководство страны не прочь использовать в своих интересах «православный фактор». В том числе и в предвыборных целях. Иерархи Русской православной церкви Московского патриархата (РПЦ МП), похоже, не возражают. Так, на своём недавнем заседании Священный синод РПЦ МП разрешил священникам принимать участие в выборах, но только в тех случаях, когда необходимо  «оппонировать партиям, которые намерены использовать власть для борьбы» с церковниками. «Если какая-то политическая сила говорит, что она ставит одной из целей своего существования противодействие Русской православной церкви и использует для реализации этой цели выборную власть — в этом случае, только после получения благословения Священного синода или Синода самоуправляемой церкви, конкретный человек именно с целью противостояния этой позиции может в исключительном случае становиться членом законодательного органа власти», — пояснил изменившийся подход к  участию священников в политической жизни руководитель синодального информационного отдела РПЦ МП Владимир Легойда. Высокопоставленный церковный функционер при этом добавил, что речь также идёт и об исполнительных органах власти, но позиция РПЦ МП в отношении участия священнослужителей в политической жизни остаётся неизменной, и в постановлении, принятом Синодом, ещё раз подчёркивается недопустимость занятия священнослужителями каких-либо партийных должностей и постов — независимо от того, предполагают ли они работу на профессиональном уровне или членство в партии.

Судя по последним событиям, в критической ситуации руководство страны не прочь использовать в своих интересах «православный фактор»

В 2011 году Архиерейский собор принял документ, в котором говорилось, что священнослужители могут участвовать в выборах в исключительных случаях и только при крайней церковной необходимости, однако порядок их выдвижения не был прописан. Отныне, согласно постановлению Синода, в случае необходимости баллотироваться на выборах иерарх, клирик, монашествующий или мирянин, который несёт послушание в общецерковных учреждениях, должен заранее подать прошение на имя Патриарха и Священного синода или же в Синод самоуправляемой церкви. В нём он должен обосновать необходимость баллотироваться в тот и иной законодательный или исполнительный орган. При этом он должен указать, какая именно политическая сила и каким образом планирует противодействовать церкви. Это прошение должно быть подано до начала предвыборной кампании. Также в постановлении говорится, что в случае, если священноначалие сочтёт недопустимой деятельность клирика на его посту, оно вправе отозвать своё благословение. В этом случае избранный клирик обязан оставить свою должность.

Несмотря на заявления руководящих церковных аппаратчиков о неучастии в партийной жизни, что, кстати, соответствует курсу покойного Патриарха Московского и всея Руси Алексия II (Ридигера), предшественника нынешнего главы РПЦ МП Кирилла (Гундяева), и закреплено в принятых Архиерейским собором в 2000 году «Основах социальной концепции Русской православной церкви», подготовленных тщанием и попечением тогдашнего предстоятеля, нетрудно догадаться, на чьей стороне идейные предпочтения и политические симпатии сегодняшнего церковного начальства. За примерами ходить далеко не надо. Так, 11 марта этого года в своей проповеди в Гефсиманском Черниговском скиту Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (Гундяев) заявил о том, что «в начале XX века российская интеллигенция была уязвлена мировоззренческими грехами того времени и не имела сил к сопротивлению, потому что утратила критерий, позволяющий отличить истину от лжи». «Многие метались, думая, что тем самым смогут достичь справедливости и для себя самих, и для всего народа. Легко поддаваясь искушениям, соблазнам — тому, что мы сегодня можем назвать пропагандой, эти люди духовно разоружались, порывали с прошлым, порывали с Церковью, предавались быстро меняющимся идеалам, которые привели страну к краху, к гибели, к разрушению святынь, к попранию чести и достоинства, к разрушению народной жизни, рассуждал Гундяев. И до сих пор трагедии века ХХ преследуют нас и в веке XXI… Есть только один путь, и, как говорят сегодня историки, анализируя трагические события начала ХХ века, если бы тогда произошло подлинное обращение людей к Богу, к Церкви, то не было бы страданий народа, не погибли бы десятки миллионов, не была бы страна отброшена на десятки лет назад. Жизнь была бы другой — и духовная, и материальная».

Несмотря на заявления руководящих церковных аппаратчиков о неучастии в партийной жизни,  нетрудно догадаться, на чьей стороне идейные предпочтения и политические симпатии сегодняшнего церковного начальства

Как известно, история сослагательного наклонения не имеет, и на сословной монархии Романовых поставила крест революция, одновременно покончив не только с капиталистической эксплуатацией, помещичьим и церковным землевладением, голодом, нищетой и неграмотностью подавляющего большинства русского народа, нравами и привычками «тюрьмы народов» для остальной части подданных Российской Империи, но и с позорной практикой наличия в Уложении об уголовных наказаниях статьи о «богохульстве». Той самой позорной практикой, когда, по словам Владимира Ильича Ленина, который ещё в бытность молодым помощником присяжного поверенного защищал русских крестьян в судах от грозивших им 15 лет каторги за «возложение хулы на Славимого в Единосущной Троице Бога», «существовали и применялись средневековые, инквизиторские законы, преследовавшие за веру или неверие, насиловавшие совесть человека…», отменённые революцией.

Видимо, это обстоятельство и не даёт покоя иерархам РПЦ МП, заявляющим устами фактического заместителя патриарха, митрополита Волоколамского Илариона, что  «революция была антицерковным актом». «Какими были первые декреты, первые заявления большевиков, когда они пришли к власти? упражняется в риторике владыка. Они были направлены против Церкви как народной совести… Когда власть открыто пошла против Церкви, она пошла и против народа. И она не могла иначе поступить, потому что безбожные лозунги, которые взяли большевики, неизбежно вели к тому, что власть стала антинародной и строила своё существование на насилии… Весь этот строй, вся эта система была совершенно не приспособлена для живого человека. И этого живого человека надо было сломать, растоптать для того, чтобы идеалы революции восторжествовали». Понятно, что виноваты в этом «наши интеллигенты», которые «уезжали в Париж, в Цюрих и оттуда учили наш народ, как ему лучше жить».  Для владыки не секрет, что «Российская революция – сначала февральская, а потом октябрьская – готовилась за границей нашими русскими интеллигентами, которые жили за рубежом». «Вместо того чтобы прислушиваться к голосу Церкви, обратиться к истории нашей же страны, они основывали свои идеи на утопических теориях, которые потом пытались навязать нашему народу, наложить чуждую нам матрицу на нашу жизнь»сетует он.

Такого рода идеологические конструкции, само собой разумеется, требуют от лиц, их декларирующих, и определения своей конкретной политической позиции в данный момент и при данных обстоятельствах. Со стороны руководителей РПЦ МП подобные заявления прозвучали со всей очевидностью. 8 февраля 2012 года в официальной Патриаршей резиденции в Даниловом монастыре прошла встреча тогдашнего председателя правительства   РФ и нынешнего президента страны Владимира Путина с руководителями традиционных религиозных общин России. Выступая с ответным словом, главноначальствующее лицо РПЦ МП напрямую поддержало кандидата на пост президента РФ, который на тот момент был ещё и «беспартийным председателем» «Единой России»: «Я совершенно открыто должен сказать как Патриарх, который призван говорить правду, не обращая внимания ни на политическую конъюнктуру, ни на пропагандистские акценты, о том, что огромную роль в исправлении этой кривизны нашей истории сыграли лично Вы, Владимир Владимирович. Я хотел бы Вас поблагодарить. Вы когда-то сказали, что Вы трудитесь, как раб на галерах, — с той лишь только разницей, что у раба не было такой отдачи, а у Вас очень высокая отдача».

Патриарх Кирилл открыто участвовал в предвыборной кампании одного из кандидатов в президенты, а именно Владимира Путина

Причём Патриарх дал чётко понять, какие факторы для руководителей РПЦ наиболее весомы и значимы, на интересы какой социальной группы, какого класса они ориентируются при принятии политических решений: «Я плохой экономист, но понимаю, что общий мировой контекст не был благоприятным для развития экономики, и, тем не менее, сегодня Россия — это богатая страна. Тот факт, что сегодня в Испании, когда это одна из процветающих стран, массово продаётся недвижимость испанцами и массово покупается россиянами, — очень хороший сигнал всему миру. Страна, которая бедная, которая в кризисе, не может позволить себе то, что сегодня не позволяют богатые страны». Поскольку Патриарх в своём выступлении сказал, что духовные лидеры пришли на встречу «в первую очередь с кандидатом на пост президента нашей страны, причём с кандидатом, который имеет, конечно, наибольшие шансы реализовать это кандидатство в реальную должность», то получается, что лидеры крупнейших религиозных объединений страны были задействованы в предвыборной кампании одного из кандидатов в президенты, а именно Владимира Путина. Вот, собственно, всё и становится на свои места…

В заключение напомним нашим читателям об одном историческом эпизоде. Сто лет тому назад, 15 ноября 1912 года, начала свои заседания IV Государственная Дума. Желая «сделать выборы», то есть получить управляемую и удобную Думу с большинством, «которое само ходатайствовало бы о превращении Думы из законодательной в законосовещательную», царское правительство активно манипулировало съездами избирателей с целью добиться избрания в депутаты максимального числа православных священников, обеспечив тем самым преобладание черносотенного большинства. «Тем не менее, — как отмечает известный советский историк Арон Аврех, — несмотря на то, что мобилизация духовенства носила поистине всероссийский характер, и священники голосовали по команде своего епархиального начальства, в  IV Думу оказалось избранным ровно столько лиц духовного звания, сколько их было в III Думе». Намеченных 150 мест для православных священников из 442 депутатов не вышло. Как писал в те дни Владимир Ильич Ленин, «целью всей политики… было образование право-националистического большинства в Думе, и цель эта, как известно, не достигнута». Нет оснований полагать, что нынешняя власть окажется в этом деле успешнее своих предшественников.

1 комментарий

Добавить комментарий