Россия-НАТО: «перезагрузка» или ролевые игры?

Екатерина СЕМЫКИНА

Лиссабонский саммит Россия-НАТО, прошедший впервые после вооруженного конфликта в Южной Осетии в 2008 году, СМИ уже окрестили «историческим». Многие политологи по его итогам сделали вывод о запуске кардинальной «перезагрузки» в международных отношениях.

Дмитрий Медведев на Лиссабонском саммите НАТО стал оптимистом

Новая стратегическая концепция Североатлантического альянса гласит, что НАТО более не является угрозой для России, и оба партнера обязуются воздерживаться от применения силы друг против друга, и против других государств. Более того, Россия согласилась участвовать в создании совместной системы противоракетной обороны со странами НАТО — то есть фактически объединить часть своего оборонного щита с вооружением своего вчерашнего потенциального противника.

Анализ будущих рамочных условий сотрудничества в области ПРО, как было решено на саммите, проведет Совет Россия-НАТО. А прогресс в работе над этим анализом будет рассмотрен на встрече министров обороны стран — членов Совета уже в июне 2011 года.

Правда, после заключения столь значимых договоренностей с Россией, Североатлантический альянс переключил свое внимание, выразив не меньшее желание сотрудничать (вплоть до объединения!) с Украиной и Грузией, против вступления которых в НАТО категорически выступает Россия.

Своим мнением о сути нынешних отношений России и НАТО с Артелью аналитиков поделились известные эксперты.

Александр Храмчихин, заведующий аналитическим отделом Института политического и военного анализа: «Объединение систем ПРО — это фикция!»

-Я не вижу ничего принципиально нового в отношениях России и НАТО после саммита в Лиссабоне. Дело в том, что Россия и НАТО уже два раза, как минимум, до этого пытались начать дружить, но потом  все заканчивалось ничем. И то, что мы сейчас  наблюдаем — это еще одна такая попытка; но и сейчас никакая реальная практическая база под это декларируемое сотрудничество не подводится.

Не очень понятно, в чем это сотрудничество должно выражаться? Афганистан, разве что, — единственная реальная сфера сотрудничества, но и она вроде как в 2014 году себя исчерпает. А то, что стороны, якобы договорились о создании совместной противоракетной системы обороны, так это не совсем так. Стороны  договорились оценить, как она должна выглядеть, потому что, как справедливо заметил Дмитрий Медведев, НАТО с трудом представляет, какой хочет видеть систему ПРО. Например, НАТО выделяет на эту программу 200 миллионов евро на 10 лет. Но ведь это абсолютно ничтожная сумма, свидетельствующая о полной фиктивности данной программы! С военной точки зрения эта программа абсолютно бессмысленна – совмещать просто нечего, и главное, совместить невозможно, потому что американская и российская системы ПРО  между собой, так сказать, не пересекаются при решении каких бы то ни было задач, даже чисто гипотетических. Поэтому, боюсь, все, о чем сообщают участники лиссабонского саммита в этом смысле – просто фикция.

Вообще, отношения России с НАТО, я считаю, находятся в некоем тупике, потому как, с одной стороны, военная конфронтация, к счастью, невозможна и бессмысленна, для нее нет никакой реальной почвы. С другой стороны, нормальное, продуктивное сотрудничество тоже невозможно – для него, как ни парадоксально, нет почвы, и при этом есть очень значительное взаимное недоверие.


Константин Худолей, проректор по международным связям и заведующий кафедрой европейских исследований СПбГУ: «Основная проблема – это недостаток доверия друг к другу».

-Лиссабонская встреча свидетельствует об определенном улучшении отношений между Россией и НАТО, но о существенном переломе говорить пока преждевременно. Основная проблема – это недостаток доверия друг к другу. Обе стороны прекрасно понимают, что они не противники, но и найти точную формулу развития отношений пока не могут.  К этому надо добавить, что современные международные отношения также находятся в переходном состоянии: биполярная система рухнула, а новая не сложилась и сложится, скорее всего, не скоро. И это не может не влиять на отношения России и НАТО. Вопрос о расширении НАТО, конечно, очень болезненный для Москвы, но на данном этапе вряд ли  возможно в ближайшее время вхождение в состав Альянса Грузии и особенно Украины. Тут есть возможность еще раз подумать, взвесить все «за» и «против». Сюжет с совместной ПРО, пожалуй, самый важный. Если это удастся, то это будет действительно исторический прорыв. Однако пока очень мало  информации о том, что конкретно скрывается за данными декларациями. Однако было бы ошибочным не видеть, что общая атмосфера за последнее время изменилась к лучшему. Это в интересах и России, и НАТО.

Добавить комментарий